Центральный ансамбль Пекина — Запретный город (XV—XVII вв.)— состоит из группы дворцово-храмовых комплексов, строго ориентированных по оси юг — север, протяженностью около 1000 м. Главное здание императорской резиденции — Тайхэдянь — находится в центре ансамбля и имеет вид традиционного павильона длиной 64 м и шириной 35 м (рис. 157). Построенное, как и другие здания, из дереза, оно возвышается на высокой мраморной террасе, поднимающейся тремя уступами, с разными мраморными парапетами. Четкая и ясная структура сочетается с декором галерей и интерьеров, обильно украшенных резьбой по дерезу и раскрашенных в яркие цвета. Дворец господствует в ансамбле, и вся планировка Запретного города подчинена единому осевому принципу, диктуемому в значительной мере придворным церемониалом.
Вокруг Запретного города, окруженного мощными стенами Б 7 м высоты и глубоким наполненным водой рвом, расположен Императорский город, где размещались императорские парки, храмы, резиденции сановников и т. д. За пределами Императорского города — Внутренний город, где жил простой народ, Четкая социальная дифференциация планировки сочеталась с оборонительными задачами, решаемыми путем создания концентрических укрепленных стен. Особое фортификационное значение имели внешние стены Пекина протяженностью около 20 км.
Большую роль в архитектуре Пекина и других городов средневекового Китая играли парковые ансамбли. S их композиции преобладают свободная планировка, принцип «естественного» ландшафта, в котором вода, рельеф и различные виды растительности сливаются с живописными архитектурными формами — мостами, павильонами, беседками и т. п. (рис. 158).
Архитектура Японии периода раннего феодализма основывалась на развитии в культовом зодчестве традиционных зданий, связанных с древней религией синтоизма1, и освоении но-
Синто — в переводе «путь богов». Объекта — ми поклонения религии синтоизма были солнце, луна, различные проявления природных стихий; поклонялись также деревьям, цветам, источникам и т. п.
Древнейшие синтоистские храмы сохранились в Исэ (II! в.) и Идзумо (VI в.). Архитектура их главного святилища проста и выразительна, конструкция целесообразна. Поднятое над землей на столбах деревянное прямоугольное в плане здание с двускатной крышей окружено галереей, закрытой от дождя широкими свесами кровли. В храме в Идзумо скаты кровли имеют легкий изгиб, и столбы, поддерживающие крышу в торцах здания, отсутствуют (рис. 159). Перекрещивающиеся на коньке крыши балки-тиги приобрели декоративный характер. В целом же здание сохранило простоту и ясность тектонического строя. Участок святилища обносился низкой деревянной оградой с воротами. Кроме обычных ворот устраивались торжественные ворота «торий» в виде двух наклоненных внутрь стоек, перекрытых горизонтальными балками с нависающими консолями по бокам. Главное здание гармонично увязывалось с окружающими постройками и природой. Простота и естественность форм, конструктивность и связь с природой — черты, оказавшиеся очень важными для дальнейшего развития архитектуры.