Решетчатые конструкции

Решетчатые конструкции

В общественных зданиях, где господствует крупный объем зала, пространственные конструкции нередко определяют общую форму и интерьер помещения. Прогрессивные конструкции активно влияют на образ здания. Применяя большепролетные конструкции в виде сеток из тросов с различной формой криволинейного контура, архитекторы получают раз — нообразные формы — рациональные и пластичные. Седлообразная форма из провисающих (несущих) и вспа- рушенных (стягивающих) тросов использована в гигантском покрытии певческой эстрады в Таллине (архитекторы А. Котли, X. Сепмани, У. Тельпус, инж. Э. Пальман, 1960 г.), где легкая и упругая вантовая конструкция стала основным элементом пространственной композиции, тесно связанной с окружающим ландшафтом (рис. 237). Оригинальная конструкция так называемого «велосипедного колеса» применена в покрытии круглого объевма диаметром 93 м Дворца спорта «Юбилейный» в Ленинграде (архитекторы Г. Морозов, И. Сусликов, А. Левханьян, Ф. Яковлев, инженеры A. Морозов, Л. Москалев, Ю. Елисеев; .1967 г.).


Решетчатые конструкции
Решетчатые конструкции из профильного металла, труб и железобетонных ферм открыли новые возможности тектонического решения здания, особенно его интерьеров (почтамт в Вильнюсе, архитекторы А. и B. Насвитис, 1969 г.). Оставленные открытыми, фермы своей ажурной структурой создают ощущение легкости покрытия, придавая ему объемность, в отличие от традиционной плоскости потолка.

Большепролетные тонкостенные конструкции из железобетона получили в общественных и других зданиях зального типа особенно широкое применение. Освоение сборного метода привело к строительству многочисленных оболочек, собираемых из заранее изготовленных элементов. В частности, в конце 50-х годов был разработан типовой проект крытого рынка с железобетонным сборным покрытием — оболочкой двоякой положительной кривизны. Подобная же форма применена в покрытии главного операционного зала аэровокзала «Борисполь» в Киеве (архитекторы А. Добровольский, A. Малиновский, Д. Попенко, инженеры М. Панич, Л. Дмитриев и др.; 1965 г.).

Пластической выразительностью отличается здание цирка в Казани (архитекторы Г. Пичуев, инженеры B. Панова, О. Берим, Е. Брудный, 1967 г.), конструкция которого решена в виде двух сочлененных между собой монолитных купольных оболочек — обычной и перевернутой, служащей чашей амфитеатра (рис. 238).

Низки. объем фойе, огибающего амфитеатр, подчеркивает его оригинальную структуру, значительно возвышающуюся и господствующую в пространстве, гармонирующую с рядом находящимся комплексом исторических зданий.

Характер ряда общественных зданий определяют складчатые железобетонные оболочки. Особой легкостью и изяществом отличается складчатая конструкция здания таможни на советско-финской границе (архитекторы С. Сперанский, В. Волонсевич, Н. Каменский, С. Михайлов, 1966 г.). Монолитные армоцементные складки переменного сечения пролетом 28 м с энергично вынесенными консолями, сочетающиеся с блоками грубо отесанного гранита цоколя и гладью стеклянных стен, создают образ, в котором конструкция получила яркое художественное выражение.

С большим мастерством были использованы пластические возможности железобетонных конструкций при строительстве спортивных арен: стадиона. в Красноярске (архит. В. Орехов, инженеры В. Ярославский, А. Гришин и др.; 1965—1967 гг.) и стадиона «Раздан» в Ереване (архитекторы К. Акопян, Л. Инджикян, Г. Мушегян, инж. Э. Тосунян; 1971 г.). Особой выразительностью отличается Красноярская арена, в которой опорами служат рамы с консолью и внешней наклонной стойкой (рис. 240). Живописное расположение на острове посреди Енисея нашло отражение в пластике композиции: в плавной линии трибуны, в создании силуэта, напоминающего издали гигантскую ладью. В стадионе «Раздан» наряду с тектонической выразительностью следует также отметить удачную связь композиции с гористым рельефом окружающей местности.

Одним из наиболее выдающихся достижений синтеза конструкции и архитектурной формы является телевизионная башня в Останкине в Москве (табл. XXVI, 12), верхняя точка которой возвышается над землей на 533 м (архитекторы Л. Баталов, Д. Бурдин, инж. Н. Никитин; 1967 г.). До отметки 385 м башня возведена из железобетона; верхняя часть — антенна — по — строена из стали. Помимо основной функции — радиотелевизионной передающей станции — телебашня являет собой у нас единственное в своем роде общественное сооружение с видовыми балконами и многоярусным рестораном с вращающимся полом на отметках 328—334 м. Оно отличается исключительной стройностью, что достигнуто благодаря применению предварительно-напряженных стальных канатов, натянутых во внутренней поверхности ствола. Нижняя коническая часть опирается на железобетонное кольцо фундамента средним диаметром 60 м и шириной 9,5 м. Красота и изящество формы неотделимы от уникальной конструкции, созданной на основе, использования самых передовых достижений строительной науки и техники.

Предыдущая статьяДом Красной Армии в Минске
Следующая статьяТаврический дворец