Принципы функционализма в градостроительстве получили широкое отражение в работе и документах международной организации архитекторов (CiAM). В принятой ей в 1933 г. «Афинской хартии» выдвинута идея жесткого функционального зонирования городских территорий. «Многоквартирный блок» устанавливается как основной тип городского жилища. Формирующие структуру города функциональные факторы были подробно рассмотрены в пяти основных разделах: «Жилище», «Отдых», «Работа», «Транспорт» и «Историческое достояние городов».
Идеи функционализма оказали огромное воздействие на современную теорию города, однако в условиях капиталистической экономики ряд прогрессивных принципов социальнофункциональной организации города получил весьма ограниченное применение. Вместе с тем известный догматизм принципов функционализма иногда приводил к механическому их применению в случаях, когда требовались более гибкие методы решения градостроительных задач.
Опасность догматизации средств и приемов функционализма в конце 20—30-х годов начинала особенно сказываться в архитектурной практике. Появлялись каноны и штампы, схематизировавшие форму. Проработка функциональных и технических сторон проектирования часто шла в ущерб эстетической стороне. Крупные зодчие, исходя из функциональных принципов, искали новые пути формообразования.
Мис ван дер Роэ (1886—1969), возглавивший Баухауз на завершающей стадии его существования, уделял большое внимание формальнокомпозиционным проблемам архитектуры. Предельная простота форм сочеталась у него с изысканностью пропорций, любовью к современным материалам, вниманием к деталям и тем особым значением, которое он придавал пространству.