В первые годы после революции начать строительство новых общественных зданий не представлялось возможным. Для организации народного просвещения, здравоохранения и культурно-просветительной работы были переданы наиболее подходящие и лучшие дома и особняки, ранее принадлежавшие знати.
В Минске, кроме местных органов Советской власти и партийных организации, необходимо было разместить многочисленные республиканские учреждения. Так, в бывшем архиерейском подворье расположился СПК БССР, на площади Свободы в бывшем доме губернатора— ЦИК БССР, а в доходном доме — J3CIIX БССР.
В это же время проводились работы по реконструкция и восстановлению разрушенных н обветшалых здании с целью приспособления их для общественных нужд. Из-за ограниченности средств в этих зданиях сохранялись не только конструкции и планировка, но и внешний облик. Так, в Минске было восстановлено здание бывшего промышленного банка на улице Революционной (арх. Л. Денисов), клиника нервных болезней па улице Свердлова (арх. С. Гайдукевич), управление Любаво-Раменской ж. д. (арх. А. Денисов) и т. д. В эти же 1925— 1927 гг. были построены новые здания для таможни по ул. Суражской в Минске и в пограничном городке Негорслое (арх. Г. Кирик). Серьезной реконструкции было подвергнуто здание областного драматического театра в Витебске. В нем была сделана попытка создать равноценные условия для всех зрителей. Для этой цели был организован общий вход, значительно расширены вестибюльная группа и фойе. Переоборудованная и развитая сценическая часть расширяла технические и художественные возможности постановки спектаклей.
Особое внимание уделялось народному образованию. Наряду с приспосабливаемыми появились новые школьные здания. Они были далеко не совершенны и не в полной мере отвечали учебному процессу. Тем не менее на 1 января 1926 г. охват детей школами составлял уже 70 %.
В конце 20-х годов, когда было завершено восстановление народного хозяйства, появилась возможность приступить к строительству общественных зданий в более широких масштабах. Естественно, что наибольший размах строп тельства общественных зданий приходился на Минск — столицу республики.
Первыми новыми общественными зданиями был Госбанк (арх. Г. Гольц, М. Парусников), комплекс зданий БГУ (арх. П. Запорожец, Г. Лавров), клуб пищевиков, геофизическая обсерватория (арх. Н. Володько), библиотека им. Ленина (арх. Г. Лавров), кинотеатр «Красная зорька» (нпж. Э. Лоссер). Все они были построены в 1927-1933 гг. В эти же годы были возведены и такие здания, как корпус сельскохозяйственной академии в Горках (арх. Г. Лавров), дом культуры, ныне городской театр в г. Бобруйске (арх. Г. Оль), клубы металлистов в Витебске и Минске (арх. А Васильев), клуб химиков в Ново-Борисове (арх. Г. Кирнк), кинотеатр «Красная зорька»
В архитектуре всех перечисленных здании, да и многих других, проявились поиски новых функциональных, конструктивных, экономических п эстетических решений, наиболее отвечающих новым социальным условиям.
Положительным явлением тех лет следует считать экономичные и четкие внутренние планировки, поиски новых композиционных реше нпй, освобождение от ложного эклектического украшательства.
В здании Госбанка, на углу улиц Советской (ныне Ленинский проспект) и Ленинской, архитектурное решение внешнего облика строилось на контрастном сочетании глухих оштукатуренных под бетон стен с большими остекленными световыми проемами и сильно выступающих наполовину остекленных с низа до верха эркеров лестничных клеток. Крупномасштабные формы здания выпадали из общего построения узкой улицы с архитектурой, насыщенной мелкими деталями, из-за чего воспринимались нзлппше грубо.
Новаторские поиски композиционных и пластических приемов характеризовали первую Белорусскую сельскохозяйственную выставку, созданную в J929—1930 гг. на свободном участке за парком Челюскинцев в Минске. Отсутствие общего генерального плана, разнохарактерность в образной трактовке отдельных павильонов, не подчиненных единому замыслу, не всегда удачное их взаиморасположение не позволили создать единый выразительный ансамбль.
Первое в республике новое театральное здание было построено в Бобруйске (1927— 1930 гг., арх. Г. Оль). Оно проектировалось как клуб с развитым набором помещений. В проект входили зрелищная группа со зрительным за лом на 1200 мест, библиотека с вместительным книгохранилищем и читальными залами, различные помещения для культурно-просветн тельной работы.
Из-за ограниченности средств была осуществлена только зрелищная часть, которая выполняет функции городского театра. Здание получилось симметричное в плане с выраженной главной осью. Объемно-пространственная композиция представляет собой сочетание различных по высоте и форме объемов, группирующихся вокруг зрительного зала. Своеобразно решен главный фасад здания с полукруглым выступающим объемом входа. В связи с тем что весь комплекс не был завершен, кажется случайной постановка здания (оно занимает угловой участок) п незаконченной его пространственная композиция.
В начале ЗО-х годов пароднохозяйстпенпос развитие республики позволило перейти к более широкому строительству общественных зданий. Эти годы совпали с рядом постановлении партии и правительства в области строительства и архитектуры, которые предопределили дальнейшие пути развития пашей архитектуры.
Па примере отдельных видов общественных зданий можно проследить развитие белорусской архитектуры в довоенные годы.
Наряду с приспособлением под школы старых помещении, которые занимали более 50%, в 20-е годы строились и новые школьные здания, частично по индивидуальным, а в большинстве по типовым проектам, разработанным Наркомпросом РСФСР. Вначале вместимость таких школ была относительно небольшой, от 50 до 320 учащихся. Здания строились двухэтажные, с классами, расположенными по обе стороны коридора-рекреации. В качестве строительных материалов использовались дерево, кирпич и иногда бетоновые камни, как, например, в семнлетней школе № 33 в Минске. Школы проектировались и строились в расчете на лабораторно-бригадные методы обучения, что, как известно, привело к излишнему набору помещений.
Внутренняя планировка школ, построенных по первым типовым проектам, была еще несовершенна, но все же отличалась рациональностью, экономичностью, достаточно хорошо обеспечивала организацию учебного процесса.
К 1932 г. стала ясна неоправдапность «новых» методов обучения, и школы перешли к поклассному методу обучения. В эти же годы в стране было введено всеобщее семилетнее образование, что потребовало значительного расширения школьного строительства.