Оформляемая изнутри материальная оболочка всегда считается формой тектонической, т. е. материя сохраняет все свои материальные функции, свою специфическую структуру, в свою очередь определяющую строение пространственного ядра. Эта своеобразная тектоника или эстетическая механика накладывает свою меру, свой метр на живое движение, которое протекает в пределах архитектурной оболочки. В этом выражается тектоническая связь между пространством и массой. Число и мера, созерцаемые как художественная природа материи, диктуют свой строй всякому человеку, вступающему в архитектурное пространство (шаг, дыхание). Таков смысл знаменитого изречения Шлегеля и Шеллинга, определявших архитектуру как застывшую музыку.
Эстетическая механика сказывается, однако, не только в своем отношении к пространственному ядру, но и в собственном строе самой оболочки. Так, например, стена воспринимается не только как ограда, не только как схема двигательных содержаний, заложенных в пространственных объемах, но и как самостоятельное сооружение, как нечто построенное, причем в то время как в порядке утилитарном самый процесс стройки является несущественным преодоленным этапом, но для художественного созерцания может служить могучим фактором чисто тектонической выразительности; стена характеризуется либо как результат кладки, как разумная механическая система подпорок и нагрузки, либо как аморфная масса, либо, например, в готике, как своеобразная сверхчеловеческая органически растительная тектоника.
Внешняя форма здания выражает:
1. Внутреннее строение ядра.
2. Связь внутреннего ядра с внешним пространством
3. Связь всего здания в целом с его окружением.
Существуют тектонические сооружения, которые либо совсем не имеют пространственного ядра (например, обелиск), либо, имея таковое, своей внешней формой о нем умалчивают (пирамида) (ср. гегелевское понятие неорганической пластики, которую он связывает с символической стадией в развитии архитектуры). Обычно наружные формы оболочки более или менее красноречиво говорят о своем содержимом; здесь возможны всевозможные оттенки: неприступность крепости, выявление отдельных структурных элементов на нерасчлененной стене (романтика), растворение всей стены в идеальную наглядную тектоническую систему (ренессанс), выражение борьбы между напором внутренней динамики, распирающей свою оболочку, и более или менее устойчивыми формами самой оболочки (барокко).
Связь внутреннего и внешнего пространства главным образом при помощи отверстий окон и дверей, которые не только служат целесообразным средством освещения, но и являются одним из основных факторов, определяющих внешнюю физиономию здания (говорят, например, что здание «глядит» своими окнами). Кроме того, размеры и количество отверстий определяет собою ступень связанности здания с окружением его. Здесь мыслимы все ступени — от одноглазого маяка до сквозной беседки или крытого рынка. Вообще здание всегда включено либо в большие архитектурные ансамбли, либо в непосредственно природное целое.
В первом случае возникает проблема двора, усадьбы, города, которые сами по себе могут являться архитектурным художественным единством с динамическим ядром (система улиц) и внешней оболочкой (городская стена).
Во втором случае архитектура либо сливается с природным окружением, либо выделяется из него по контрасту с ним. Основными факторами, выявляющими эту связь, являются здание, его силуэт и характер его связи с почвой. Здесь опять-таки возможны все ступени — от древесных построек диких народов, которые настолько растворяются в ландшафте, что являются почти что природными растительными образованиями, и кончая современной городской архитектурой, отрицающей природное как таковое.
Через внешнюю тектоническую форму архитектуры, которая опять-таки имеет то же двузначное строение, архитектура включает себя в природу как своеобразную сферу культурного выражения. Естественно, что с этой точки зрения садовое искусство должно целиком рассматриваться в сфере тектонического оформления.