Русская буржуазия, уживаясь с царским правительством и дворянством, подражала им в своей бытовой обстановке, архитектуре дворянских особняков и царских дворцов. В них механически соединялись элементы различных стилей архитектуры прошлого, что привело к эклектике. Былое строгое величие русского классицизма уступало место либо напыщенности и претенциозной роскоши во дворцах, либо казарменной жесткости и шаблону в утилитарных постройках.
Архитекторы Петербурга и Москвы шли в это время двумя путями. Одни продолжали пользоваться классическими ордерными элементами, компонуя из них «вольные» композиции, обогащенные элементами барокко или других стилей. К ним принадлежали А. И. Резанов, В. А. Шретер, М. Д. Быковский, А. И. Штакеншнейдер и др. Другая группа стремилась создать архитектурный стиль, вытекающий из форм и приемов древней русской архитектуры (главным образом московской середины XVII в.). К этой группе принадлежали теоретики Л. В. Даль, Н. Е. Забелин, А. М. Павлинов и другие, занимавшиеся историей русской архитектуры. Практическое применение собранного материала вылилось в творчестве ряда архитекторов, которые старались здания нового назначения и конструкций «одеть» в прошлые формы. К их числу относятся архитекторы: А. А. Парланд, Л. В. Шервуд, Д. Н. Чичагов, А. Н. Померанцев и Ропет (И. Н. Петров).
Первые признаки упадка классической школы в русской архитектуре появились уже в работах Монферрана и Брюллова. Почти окончательно порвали с ее традициями Штакеншнейдер в Петербурге и Быковский в Москве.
Штакеншнейдер в 1839 г. построил Мариинский дворец в Петербурге. Здесь он еще пользовался классическими композиционными приемами выделения среднего и боковых ризалитов, рустованный нижний этаж, коринфские полуколонны, но обилие и сухость деталей свидетельствуют об отходе от классицизма. В более поздний период он построил Николаевский дворец на площади Труда, Ново-Михайловский дворец на набережной 9 Января, дворец Белосельских-Белозерских у Аничкова моста (фото 120) и др. Легко переходил от стиля к стилю и поверхностно компилировал формы, заимствованные отовсюду. Все это характеризует его как эклектика.
М. Д. Быковский (1801 — 1885) — ученик Д. И. Жилярди, вначале придерживался приемов учителя, но очень скоро примкнул к эклектикам. Мог работать одновременно в нескольких исторических «стилях», пытаясь копированием деталей подражать постройкам прошлого.
К. А. Тон (1794-1881) начал свою деятельность со строительства спуска к Неве у здания Академии художеств, выполненного с достаточным художественным чутьем. Став автором храма Христа Спасителя в Москве (1837-1883) и угодив Николаю I, Тон стал монополистом в области церковной архитектуры. В 1838 г. он издал альбом проектов церквей, с которым должны были считаться архитекторы всей России, так как они были одобрены царем. К. А. Тон же построил Большой Кремлевский дворец в 1849 г. с некоторым подражанием Кремлевскому Теремному дворцу. Стиль, в котором работал Тон, он сам назвал «русско-византийским». Автор олицетворял «устои» Российского государства: «православие, самодержавие, народность».
Самым значительным храмом из построенных архитектором К. А. Тоном был храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883). Он явился завершением истории создания храма — памятника славы русского народа и его героических войск, спасших родину от наполеоновского нашествия в 1812 г. Первоначально этот памятник был заложен на Воробьевых горах по проекту архитектора А. Л. Витберга, но достроен не был. Произведение же К. А. Тона, созданное близ Кремля на левом берегу Москвы-реки, отражало сущность русско-византийского стиля: храм, крестообразный в плане, с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и колокольнями с малыми куполами на углах здания. Этот прием позволял удовлетворять требования Синода об обязательности пятиглавия.