Во второй половине 19-го века строительный бум предоставил Киеву привычный для нас вид, превратив из полудеревянного в каменный. Научный прогресс привел к господству эклектичного подхода в архитектуре.
Для эклектики характерно сочетание разнородных стилевых элементов и стилистического оформления зданий.
«Замок барона» на ул. Ярославов Вал, 1
Этот строительный всплеск, который начался в 1890-х годах стал символом приближения Киева в Европу. В этот период вокзалы строились в английском готике, музеи – в греческом стиле. А этот «французский замок», который называли «Дом у Золотых ворот», а впоследствии «Дом Подгорского» по адресу Ярославов Вал, 1 возвели в жанре импровизационно-готических стилизаций. Замок строился по заказу помещика из Польши Михаила Подгорский.
По фасаду четыре этажа, со двора семь. Башня с высоким шпицем, скульптурные химеры, стерегут вход, очень качественные выпуклые детали — и уже в начале 20 века дом оказался в знаменитой серии открыток Дмитрия Маркова «Красивые здания Киева». Возможен аналог – замок Ле-Рео во Франции, один из знаменитых замков Луары.
Обратите внимание, что рядом с замком, около глухой стены, находится двухэтажный невысокий дом. Архитектор, когда проектировал свой большой высокий, теперь называемый «замок барона» дом, предполагал, что рядом, когда-нибудь будет построен еще один подобной высоты или даже больший доходный дом. Именно поэтому он оставил стену глухой.
Костел Святого Николая по ул. Большая Васильковская, 75
К эклектике относится и костел Святого Николая, построенный заботой и средства польской католической общины на улице Большая Васильковская, 75. Храм в формах готического костела реализовывал киевский Гауди Городецкий. Строительными нововведениями стали буронабивные сваи, бетонный каркас, камневидный штукатурка, и много керамических деталей. Особого внимания заслуживают пластичная обработка и скульптура, выполненная по эскизам Городецкого.
Что-то подобное, кстати, сделали в Вене, на знаменитой Рингштрассе, где такая кругообразная улица, на которой находятся общественные здания, все в разных стилях. Там под готику сделан храм, который даже искусственно состарен, на нем специальные пятна нанесены. Киевский костел был немного более непринужденный, там и более свободный распределение скульптурных украшений, и более свободные пропорции, не такие жесткие, как за готическими канонам.
Здание Художественного музея по ул. М. Грушевского, 6
А вот «греческие каноны» предоставили настоящий шарм этом здании художественного музея Украины, который находится по адресу Грушевского, 6. Скульптурным отделкой занимался выходец из Милана Элио Саля. Этот дом был первым среди заказов, которые получил мастер. Самыми заметными среди скульптурных произведений – большие фигуры львов вдоль главной лестницы.
Фасад дома может служить целым пособием по изучению классических архитектурных форм, так четко они прослеживаются. На фронтоне — скульптурная композиция «Торжество искусств», краеугольные статуи грифонов. Детали дорического ордена наполнены пластикой.
По этому дому можно изучать историю архитектуры, там все мелочи, все детали дорического ордена выполнены.
А дальше пришел модерн. Года на рубеже веков — 19 и 20-го — можно назвать золотыми для европейского прогресса. Это время лучших памятников строительного искусства, необычно созвучных Киеву, которые возникали быстро, но надолго. Жизнь модерна продолжалось с 1900-го и до первой мировой войны. Это недолгое цветения нового стиля было таким бурным, неповторимым и изысканным одновременно глубоким и драматичным, что стало целой «эпохой модерна». Тогда пришло главный архитектурный этап Киева как европейского города.