Архитектура XIII века характеризуется смешением романского и готического стилей. В храмовых постройках все еще сохраняется романская массивность и аскетичность форм. Но уже появляются и элементы готических композиций. В это время в Европе большое значение уделялось духовной жизни, значительное влияние в жизни общества имела Церковь, и архитектурные новаторства происходили большей частью именно по части религиозных построек.
В итальянской архитектуре XIII века в это время сильным становится орден францисканцев-строителей, и под их влиянием зарождается так называемая «цистерцианская готика» с ее аскетичными прямоугольными формами, сухостью и строгостью.
Архитектура XIII века поражает таким явлением как универсальность. Сами нуждающиеся в монастыре монахи и являлись строителями, духовные лица часто были членами цеха строителей. Готическое направление в искусстве не смело полностью старую романскую эпоху, но как бы продолжила ее направление, доводя до финального завершения то, что начали архитекторы романского направления.
В это время во всей Европе уделяется особое внимание строительству монастырей со внутренними замкнутыми двориками. Церкви становятся богаче. Внутренняя структура крепостей также усложняется.
И Испании в это время развивалась готика Каталонии. Дело в том, что в испанской архитектуре XIII века расширились города и появилась надобность в Готическом квартале — это смелый шаг вперед, ориентированный на нужды огромного скопления людей. Особенно поражают Кафедральный собор и Королевский дворец — главная резиденция графов Барселонских. В северо-западной части Королевской площади виден фасад Тинелля — одного из главных залов дворца с узкими арочными окнами. Обращает на себя внимание также и капелла Санта Агеда.