Высокого расцвета в древней Руси достигло зодчество. Первоначально оно было деревянным, а затем каменным. Очень часто крестьянские храмы строились на местах языческих капищ (капища – места жертвоприношения). Для искусства домонгольской поры характерно:
I) крестово-купольная форма храма. Пришла из Греко-восточных православных стран (В Византии существовало два типа храмовых построек).
БАЗИЛИКА
Здание вытянутое с запада на восток, разделенное внутри на продольные залы – нефы. На востоке находится полукруглый выступ – апсида, внутри которой находится алтарь.
Ближе к алтарю поперечный зал – трансепт.
КРЕСТОВОКУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
Это здание, которое в плане представляет собой как бы крест, вписанный в прямоугольник.
Все они были прямоугольными в плане, а нефы отделялись друг от друга столбами. Четыре центральных столба соединяются арками. В восточной части размещается алтарное помещение. А на западе поперечное пространство называется нартекс (притвор).
В плане все центральное пространство храма образует крест. При входе на западе – место для крещения. Иногда над притвором на втором этаже располагаются хоры.
II) Каменное строительство, полосатая кладка.
Кирпич назывался – плимфа (кирпич – плимфа – плоский тонкий кирпич). Клали так: плимфа, толстый слой цимянки (цимянка – раствор розового цвета, известковый). Или на фасаде один ряд кирпичей «истапливали».
1. Членение фасада плоскими вертикальными пилястрами – лопатками – выступающими из стены столбами четырехугольного сечения. Расстояние между пилястрами называется прясла. Полукруглые завершения прясла называются закомаре. Секция так же украшалась аркатурным поясом – узор из ряда арок.
2. Национальной характерной для древнерусского зодчества чертой являлась монументальность форм.
3. Многоглавие – характерная черта русского зодчества.
4. Пирамидальность постепенное наращивание к центру (Черты чужды византийскому зодчеству). Ступенчатость — это черта присущая языческому зодчеству. Не победно возносятся над землей, а не принужденно выстраиваются по земле в гармонии с природой.
Русское искусство, по сравнению с византийским, более демократично, менее строгое и суровее, более эмоциональное и ремическое (ослаблено – аскетическое начало) более яркие краски, умеленность.