Характер композиции центральной части города влияет на формирование структуры города в целом, определяет художественный образ столичного города. Творческие проблемы, связанные с реконструкцией центра города, возникли перед архитекторами в первые же годы существования Советского государства. Характерны суждения по этому поводу градостроителей и архитекторов того времени. Каковы основы, конкретные условия осуществления задачи? Конечно, не постройка нового Основной вопрос реконструкции центра города — это композиционное выявление исторического, правительственного и культурного центра столицы. В творческом плане эта большая и ответственная задача ставит перед архитекторами ряд задач, и прежде всего создание основного архитектурного ансамбля нашего исторического Красной площади с Комплексом Кремлем и другими выдающимися историческими памятниками. Значение исторического центрального ядра города обозначено здесь со всей определенностью.
Не менее предметными были и общие творческие позиции мастеров архитектуры. В городе, как во всяком живом организме, как в каждом произведении искусства, как в каждом явлении природы, есть главное и есть второстепенное. Дело художника — распознать это главное, то, на чем должен быть сосредоточен интерес восприятия. Необходимо, выявляя целостность, уметь себя ограничивать в частностях. Если все будет главным, то все делается второстепенным,
Характерные черты структуры центра города прежде всего наличие сложившегося исторического центра — Московского Кремля, Красной площади; радиально-кольцевая планировочная система, наслоившаяся вокруг исторического ядра города; географическое своеобразие — извилистость очертаний реки, холмистость рельефа; обозримость панорамы центральной части города с Человекских гор (с этим, может быть, связана характерность композиции центра города: организация ее пространств высотными ориентирами архитектурного ландшафта города.