Но результат оказался противоположным. При однородности зданий и сходстве очень сдержанного в большинстве случаев декора контрастное колористическое решение фронта застройки Ратушной площади, улиц Лай, Пикк и других оказалось неоправданным и создало впечатление театральной декорации. Исключение составили лишь некоторые уникальные здания, ренессансный декор которых принял многоцветную раскраску как нечто естественное.
Приведенный пример показывает, что колористическое решение исторической застройки не может рассматриваться как автономная эстетическая проблема. Оно должно увязываться со стилистикой архитектуры, с тем историко-культурным содержанием, которое несет в себе городская среда. Проиллюстрируем это положение еще одним примером. В Москве проектом регенерации заповедной зоны Старый Арбат было предложено покрасить фасады преобладающей здесь застройки второй половины XX в. в интенсивные цвета с введением для каждого фасада трехцветовой градации для фона и декора. Раскрашенный в соответствии с проектом макет демонстрировал безусловно интересное колористическое решение. Но предложенная колористка зданий ассоциировалась скорее с каким-то западноевропейским, чем с русским городом. А ведь зона признана заповедной как характерный кусочек Москвы второй половины прошлого века, как место, связанное с жизнью целого ряда деятелей русской истории и культуры этого периода. Сохранение характера старой Москвы здесь было очень важно. (Заметим, что при реализаций проекта цвета были значительно смягчены.)
Колористка может не только придавать тот или иной оттенок среде, но выступать и как активное средство формотворчества Специальной раскраской (суперграфикой) можно зрительно раздробить неуместно массивную форму, вступающую в конфликт с мелкомасштабной исторической застройкой. А чешские архитекторы при реконструкции старого пивного завода в Пацове средствами суперграфики придали голому, сугубо утилитарному торцу старого производственного сооружения черты, роднящие его с традиционным жилым домом.
Сохранение или воссоздание определенных черт
Здание перестало противопоставляться своей архитектурной не оформленностью историческому окружению. Причем сделано это без излишней изобразительности — только светлой рамкой, напоминающей об угловых пилястрах и о карнизе фронтона, и светлым же обрамлением двух оконных проемов — настоящего и изображенного для симметрии — фальшивого.
Важный фактор, определяющий восприятие наследия, — характер городского благоустройства и дизайна. На уже упоминавшемся Андреевском спуске ремонт и покраска домов дополнены восстановлением булыжной мостовой и фонарей характерной для прошлого века формы. Все вместе и определило облик улицы. Сохранение или воссоздание определенных черт старого благоустройства, старых вывесок и реклам — важное средство усиления исторических ассоциаций, порождаемых архитектурным наследием. Так, для передачи атмосферы средневекового города очень существенны вывески с изображением предмета торговли или рукоделия ремесленников. Это сразу погружает нас в атмосферу образного, нетекстового мировосприятия. И. Т. Кокорев писал в середине прошлого века: В древности всякий, занимавшийся какой-нибудь промышленностью, вывешивал признак, по которому легко было бы найти его без расспросов. С распространением образованности обычай этот оказался неудобным, слово заменило дело. Впрочем следы древнего обычая сохранились местами еще и доныне. Но скоро-скоро эти незатейливые приметы уступят место вывескам (текстовым — А. Щ), и скоро все будет вывеска. Сознание, что образная вывеска — след ушедшей древности, обостряет восприятие исторических качеств застройки.
Сегодня, впрочем, образная реклама традиционного характера обретает возможность нового существования. Выполненная современными средствами пластической выразительности, она придает черты традиционности и своеобразия относительно поздним фрагментам среды. Удачный опыт такого рода — оформление ул. Вильняус в Шауляе.