Один из приемов — введение отдельных крупных архитектурных деталей в композиции объема. Роль таких деталей направлена, прежде всего, на выявление характера пластики объема, особенно его тектонической природы.
Перестав быть одной из обязательных форм проявления тектоники и одновременно, потеряв развитую систему выражения в общей композиции сооружения, как это имело место в прошлом, архитектурные детали претерпевают определенные преобразования. Они становятся редкими, порой единичными, но, как никогда в прошлом, приобретают острую характерность выражения.
Создание архитектурных деталей в условиях современных композиционных концепций, на наш взгляд, в творческом отношении стало более сложным процессом, ибо при той множественности тектонических систем, которые существуют в арсенале архитектуры, необходимо в каждом случае находить свой неповторимый ход, логичный с точки зрения тектоники сооружения и вместе с тем активно участвующий (именно в силу уникальности таких деталей) в раскрытии образного характера здания.
В правомерности и вместе с тем перспективности подобного толкования деталей в архитектурной композиции убеждает новое здание МХАТ на Тверском бульваре.
Поиски образа этого сооружения неизбежно вели авторов к определенным пластическим аналогиям со старым зданием МХАТ и шире — с проявлениями художественной культуры эпохи, в которую возник Художественный театр. Авторская концепция реализована неравноценно по отношению к интерьеру, с одной стороны, и внешнему объемно-пространственному решению здания, с другой стороны. Если в первом случае можно говорить о достаточно целостной, тонко и последовательно развитой композиционной идее, то во втором случае, отдавая должное яркой, эмоциональной выразительности сооружения, трудно до конца примириться с ведущей темой, нарочитая брутальность которой так явно противоречит концепции этого театра и той авторской.