Единственный период, когда в Европе наблюдалось резкое различие между Востоком и Западом, пришелся на 1945—1955 годы, когда архитекторы из стран восточного блока были обязаны работать по канонам навязываемого из Москвы стиля социалистического реализма в архитектуре, особенно если это касалось важнейших, знаковых проектов. Этот стиль господствовал безоговорочно, считаясь официальным государственным, невзирая наличные надежды, связанных с международным социализмом.
Социалистический реализм в архитектуре представал с различными нюансами. В Советском Союзе он родился в начале 1930-х годов, когда под властью Иосифа Сталина архитектура модернизма должна была отойти в тень, уступать место классицизму, который в 1940-е годы стал приобретать все более академический характер. В шести странах центральноевропейского восточного блока — в Польше, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и Румынии — после окончания Второй мировой войны стиль социалистического реализма стал насаждаться сверху, то есть государством и в конечном счете Москвой.
У архитекторов, подавляющее большинство которых стали государственными служащими, не оставалось иного выбора кроме приспособления к новому стилю и идеологии. Хотя советская модель усиленно пропагандировалась, каждая страна старалась (при поощрении СССР) выработать собственную национальную вариацию социалистического реализма в архитектуре.