В традиционном понимании «симметрия» являет собой преимущественно двустороннюю симметрию вокруг центральной оси, обнаруживаемую в официальной архитектуре всех цивилизаций и в национальных постройках. Она настолько универсальна и так глубоко укоренилась в нашем сознании, что её происхождение кажется биологическим.
Совершенство равновесия
Наша индивидуальность может зависеть от небольшой асимметрии лица – потому мы видим нечто потустороннее в симметрических изображениях лиц на иконах – но значительное отклонение симметрии тела обычно воспринимается как болезнь или уродство. Будучи не столько идеей, меняющей архитектуру, симметрию скорее можно описать как идею, в первую очередь определяющую её, сплавляющую воедино физический и космический символизм.
Само слово «симметрия» берёт своё происхождение от греческого слова symmetria, которое, в самом известном из сохранившихся древних трактатов по эстетике «Канон Поликлета», использовалось для обозначения «соразмерности» всех частей скульптуры относительно друг друга и целого. Эта идея прослеживается и во многих теориях Пифагора, и в философской системе Платона, и она также лежит в основе понимания симметрии в западной классической и мусульманской традициях.
Хотя двусторонняя симметрия вне всяких сомнений является наиболее распространённой формой в западной архитектуре, её более сильный противник – симметрия вокруг двух осей, пересекающихся под прямыми углами – часто использовалась при создании отдельных помещений в эпоху Возрождения, для выражения поиска идеальной формы. В мусульманском мире применялись более сложные формы математической симметрии, как в общей конструкции зданий, так и в образцах облицовки, демонстрировавшие сложные перемещения, вращения и отражения. Получавшиеся в результате квазикристаллические узоры были настолько сложны, что предвосхищали недавнюю математическую теорию симметрии и групп.
Симметрия – одно из наиболее эффективных средств подтверждения значимости такого архитектурного произведения, как церковь или иное общественное здание, позволяющее выделить его из окружающей среды и неопределённости городских строений – противоположность маскировки, асимметричные пятна которой используются для разбивки легко различимой формы. С другой стороны, симметрия – это такое средство создания помещений, которое, благодаря простоте понимания, может более эффективно привлекать внимание к артефактам или событиям, содержащимся в них, нежели к ним самим.
Первый вызов господству симметрии в официальной архитектуре был брошен в Великобритании в восемнадцатом веке приверженцами новой художественной категории «живописного». Моделью при этом вновь служила природа, на этот раз в форме пейзажа, а не живых существ: живописные сцены – и, само собой, — картины и здания – должны были быть наполнены различными пленительными подробностями и неровными структурами и демонстрировать отсутствие симметрии. Освобождение архитектурной композиции от предполагаемой тирании симметрии стало отличительной особенностью неоготического стиля, движения «Искусства и ремёсла» и международного стиля, где оно использовалось как средство достижения пространственной подвижности и формальных контрастов, рассматривавшихся как выражение динамичности современной жизни.