Окончательное формирование стиля русского барокко приходится на середину 18 века. Наиболее полно он проявился в больших парадных дворцовых комплексах.
Если первая половина 18 века характеризуется большими градостроительными работами, рождением большого количества новых типов зданий, то для второй половины 18 века больше характерны пышные дворцовые ансамбли, городские и загородные, большие церковные ансамбли.
Основные композиционные приемы стиля барокко: симметричность композиции, крупный масштаб объемов и пространств, пластичность объемов и деталей (большое количество лепнины и декора), органичное сочетание архитектурных объемов и ландшафтных архитектурных пространств. Синтез архитектуры, скульптуры, живописное использование ордера, как декоративного элемента.
Стиль барокко проявил себя во всех видах искусств: в литературе, театре, костюме, изобразительных искусствах и т. д.
Задача создания представительной архитектуры дворцов обусловила декоративность и эмоциональную напыщенность объемов – главным образом, дворцов знати и царских дворцов, призванных утверждать исключительность дворянства как господствующего класса.
Первым, кто воспользовался праздничной бытовой стороной реформ Петра I, была его дочь Елизавета. Петровским ассамблеям на смену пришли роскошные балы и бурные маскарады. Примеру двора вынуждены были следовать и знатные вельможи. Маскарады, балы, пиршества требовали и соответствующих апартаментов. Нужны были новые дворцы — величественные и пышно украшенные. Русские вельможи этого времени поспешили получить от жизни максимум радостей и удовольствий. Знати, за которой тянулось теперь все дворянство, не хотелось теперь жить в «образцовых» домах. На смену строгой, деловитой и суровой архитектуре первой четверти XVIII в. пришло пышное барокко.
Семена барокко расцвели пышным цветом во время правления Елизаветы Петровны. В 40—50-х годах наступает время елизаветинского барокко. На оформление пышных церемониалов и праздников тратили не только огромные средства, но и массу энергии.
В это время произошло разделение утилитарно-конструктивной и образнохудожественной задач архитектуры. Красоту ценили тогда больше, чем пользу здания.
Русское барокко — очень мирское, жизнерадостное, лишенное религиозного мистицизма. Оно отличалось также подчеркнутой масштабностью и монументальностью, праздничной раскраской, основанной на контрасте. Фасады зданий были по скульптурному объемны. Их разрывали пучки колонн, украшенных лепными рельефами. Характерные приемы барокко — многочисленные выступы и раскреповки стен, декоративно трактованные ордера с раскрепованными антаблементами и по разному сгруппированными пилястрами и колоннами, разорванные фронтоны, пышные наличники окон, вазы, скульптуры и пышные декоративные украшения. Основной элемент членения здания — раскрепованный «ордерный устой», включающий в себя парные или одинарные колонны в один или два яруса.
На фасадах обрамляли окна, двери и ниши. В декоре использовали маскароны, прихотливые завитки орнамента, раковины из гипса, дерева и металла. В архитектуре елизаветинского барокко фронтон украшали сверху статуями. Внутренняя поверхность фронтона заполнялась горельефом, выступающим над плоскостью более чем на половину своего объема. Обычно это был картуш — щит с гербом или вензелем владельца дворца.
Отдельно стоящие колонны и сильно крепованные антаблементы давали глубокие тени на фасадах. Расстановка колонн по фасаду и боковым углам, чередование одиночных или сдвоенных пилястр и колонн, портиков, «пучков колонн» стало своеобразным инструментом барокко. Форма оконных проемов была разнообразна: прямоугольная арочная с лучковыми перемычками овальная и круглая. Наличники — предмет изощренного изобретательства, часто встречалось удвоение наличника, когда оба были объединены лепным декором, образующим на поверхности стены нарядное пятно. Иногда в одно целое объединяли три расположенные друг над другом окна — получалось пятно, скрывающее междуэтажные деления. Дымовые трубы были выполнены в виде фигурных ваз. Высокие с переломами или упругими очертаниями кровли дополняли объем здания.
Для строительства использовались луковичные купола, купола с резко выявленным силуэтом — с сильной кривизной очертаний, двойные и тройные купола. Бирюзовые, охристо-красные, желтые или небесно-голубые оранжевые, зеленые насыщенные цвета построек служили хорошим фоном для белых ордерных деталей и придавали городу праздничный облик. Эту гамму дополнял и обогащал блеск золота капителей и скульптур.
Городского особняка по сравнению с петровским временем не претерпел изменений: это были прямоугольные в плане П-образные и Н-образные симметричные относительно поперечной оси здания с вестибюлем и главным залом в центре. Развитие особняка зависело от включения его в «сплошной» фасад улицы. Так, по понятиям того времени, был необходим парадный двор в центре участка, а по периметру двора располагались здания.
Строгановский дворец был построен в 1754 г. архитектором Ф. Б. Растрелли на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Первый этаж дворца Строганова с горизонтальной рустовкой был трактован как цокольный и нес колонны, капители которых были украшены гирляндами цветов и листьями аканта. На главном фасаде — портик, фиксирующий главную часть фасада. На крыше — дымовые трубы в виде ваз. Дом выглядел как трехэтажный дворец, причем его фасад на Мойку увеличился с 7 до 17 осей. Жилые корпуса ограничивали внутренний прямоугольный двор, две стороны замыкали флигеля. Выходящий на улицу фасад не имел парадного подъезда. Подъезд располагался внутри сада-двора.
Средний был выше всего остального здания на этаж, в нем окна были выше и наличники наряднее. Внутренняя отделка большого дома не уступала царским дворцам. Вестибюль с мощными сводами и парными колоннами соединял парадный двор с садом. Первый и второй этажи дворца Воронцова были украшены сдвоенными пристенными колоннами. Окна имели фигурные обрамления. Центр выделялся на фоне спокойно решенных крыльев с ризалитами.
«Певец русского барокко» построил ряд особняков и в Москве. Дом Апраксиных у Покровских ворот — типичный памятник барокко — был построен в бо-х годах XVIII в. Изящные колонны, наличники окон и скульптурные детали причудливых очертаний выделялись на фоне стен голубого цвета. В центре находился полукруглый ризалит с большими круглыми окнами третьего этажа. Яркая окраска была характерна для русской архитектуры того периода. Цвет усиливал впечатление роскоши. С обеих сторон дом имел крылья, справа — еще и служебные строения. Дом Апраксиных — единственный сохранившийся пример жилого дома в стиле барокко в Москве.
В середине XVIII в. в Москве распространилась застройка типовых домов по красной линии улицы. Даже в самых маленьких домах было несколько комнат. К сеням пристраивали помещения для кухонь и служб. В домах было два входа — парадный и черный. Стены членились лопатками и пилястрами. Жилая застройка Москвы отличалась от Петербурга большей свободой и разнообразием композиционных приемов.
За два десятилетия были созданы многочисленные архитектурные ансамбли и отдельные сооружения, свидетельствующие о мощном расцвете русской архитектуры. Этот важный этап в развитии отечественного зодчества характеризуется деятельностью замечательных русских зодчих — В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомского, С. И. Чевакинского и др.
В архитектуре середины столетия ярко отразились классовые интересы абсолютизма и придворной знати. Дворцы императоров и высшего дворянства отличались великолепием, свидетельствовали о величии и могуществе России, которая стала мировой державой в результате петровских преобразований.
Дворцы петровского времени ни по своим размерам, ни по характеру архитектуры не удовлетворяли требования и вкусы елизаветинского двора.
В основе композиции дворцово-парковых ансамблей середины XVIII в. лежала утвердившаяся в петровское время регулярная система генерального плана, но простота архитектуры сменилась пышными декоративными формами. Здание дворца, расчлененное выступами — ризалитами, состояло из цокольного — служебного и верхних — парадного и жилого этажей. Верхние этажи объединялись большим ордером. Фасады богато украшались лепкой, декоративной скульптурой. Сочетание резьбы, лепки, позолоты и декоративной росписи, а также окраска здания в яркие цвета придавали нарядность архитектуре этого времени. Сады и парки составляли неотъемлемую часть дворцовых ансамблей. Плоскостная трактовка наружного объема уступила место пластическому богатству и декоративной насыщенности фасадов. В силу этого архитектуру середины XVIII в. обычно именуют русским барокко.
В формировании этот стиля ведущую роль сыграл, безусловно, архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. В 15 лет он приехал с отцом — скульптором Карло Растрелли в Россию. Получил первый заказ Петра I — загородный дворец в Стрельне; во время коронации Анны Иоанновны в 1730 г. — заказ на дворец в Московском Кремле; в 1735 г. — заказы от Бирона на его дворцы в Курляндии. После прихода к власти императрицы Елизаветы он получил от нее заказы на строительство нескольких дворцов: в Перове, в Киеве, Петергофе.
Бартоломео в России называли Варфоломеем Варфоломеевичем. Он прожил 71 год, из них 48 лет — в России. За эти годы выполнил около 80 работ. Сооруженные им дворцы и храмы — часть полученной нами в наследие духовной и художественной культуры. Высокое, настоящее искусство. С ним мы можем познакомиться на примерах его самых значительных работ.
С 1747 г. Б. Растрелли перестраивал Петергофский дворец и создал заново почти всю внутреннюю отделку. Новый трехэтажный дворец, в состав которого вошли строения петровского времени, сложился из среднего корпуса и боковых флигелей. Средний корпус, расчлененный центральными и боковыми ризалитами, соединялся с флигелями одноэтажными галереями, которые образовывали на втором этаже открытые террасы. Сравнительно сдержанная, плоскостная обработка фасадов нового Петергофского дворца сохраняла отпечаток архитектуры петровского времени.
В Петербурге в 1749-1757 гг. Б. Растрелли построил дворец для графа Воронцова. Главный корпус находился в глубине двора, по сторонам которого расположены флигели, торцами выходящие на улицу Садовую, которая тогда была окраиной Петербурга. Парадный двор отделен от улицы чугунной решеткой с воротами по главной оси ансамбля. Фасад расчленен тремя ризалитами со сдвоенными колоннами и пилястрами, несущими антаблемент. Богатая пластика ризалитов противопоставлена плоскостным западающим частям фасада. По композиции это дворец усадебного типа.
Архитекторы русского барокко
Наиболее ярким архитектором эпохи русского барокко является Бартоломео Растрелли, итальянец по происхождению, образование получил во Франции, стал истинно русским архитектором, построив множество выдающихся сооружений:
- перестройка Большого дворца в Петергофе (1752-1757 гг.).
- перестройка Царскосельского Екатерининского дворца (1752 – 1757 гг.)
Оба дворца являются архитектурными доминантами больших градостроительных ансамблей, включающих большие парки, водоемы, каскады фонтанов, множество павильонов и т. д.
Основу внутренней планировки дворцов составляет регулярная, симметрично-осевая композиция, анфилады парадных помещений. Пластическое богатство декоративной отделки залов достигается с помощью деревянной золоченной резьбы в лучших древнерусских традициях.
Протяженные фасады дворцов ритмично членятся ордерными элементами:
- летний дворец Елизаветы на Фонтанке с включением летнего сада;
- дворец Воронцова на Фонтанке (1749-1757 гг.)
- дворец Строганова на Невском проспекте (1752-1754 гг.)
- Зимний дворец (1754-1764 гг.)
Зимний дворец был уже четвертый зимний царский дворец и окончательный. Сложной была увязка дворца с градостроительной основой центра Санкт-Петербурга, так как основное трехлучие главных улиц ориентировано на адмиралтейство, а Зимний дворец оставался в стороне.
Растрелли решает задачу созданием парадных фасадов с четырех сторон замкнутого объема, с большим дворцом внутри. Таким образом со стороны р. Невы, с дворцовой площади, со стороны Адмиралтейства, везде замыкают композицию пышные, нарядные фасады Зимнего дворца.
Зимний дворец полон благородной и величавой торжественности, ни один западно-европейский дворец того времени не мог сравниться с ним по грандиозности и пышности.
Растрелли, кроме больших дворцовых комплексов, является автором многочисленных парковых павильонов, гротов, беседок, увеселительных и охотьничьих домиков.
Не менее значительны церковные постройки Растрелли.
Великолепно расположеннный на склоне холма, имеет 5 глав с сильным контрастом основного купола и боковыми тонкими башнеобразными куполами. В очертаниях объемов Андреевского собора прослеживаются традиции русского зодчества 17 в.
Смольный монастырь в Петербурге (1748-1757 гг.) является одним из самых грандиозных замыслов Растрелли. Однако огромный градостроительный ансамбль монастыря не был полностью построен, отсутствует огромная колокольня, главная доминанта ансамбля.
Собор Смольного монастыря – шедевр мировой архитектуры эпохи барокко. Он стоит в центре квадратного двора ограниченного протяженными корпусами келий, углы которого акцентированы четырмя одинаковыми малыми купольными храмами. Очертания двора повторяет ограда, в составе которой должна была возвышаться колокольня. Наростание объемов к центру создает очень сложный силуэт панорамы монастыря – своеобразную музыку барокко.
Творчество Растрелли отражает эстетические идеалы того времени, а праздничная и торжественная архитектура его сооружений характеризует этап барокко в русской архитектуре.
Очень известным мастером этого времени являлся архитектор Чевакинский, часто работавший вместе с Растрелли. Чевакинский вел работы по строительсту в Царском Селе, он являлся автором павильона Эрмитаж в Царском Селе.
Чевакинский — автор таких произведений как:
- Морской Никольский собор в Петербурге (1753-1762 гг.)
- проект Морского госпиталя в Кронштате (1763 г.)
- дворец Шувалова в Петербурге (1770-е годы)
- Фонтаннный дом Шереметьевых в Петербурге (1750-1755 гг.).
Известна роль Чевакинского в создании и работе Академии наук.
Современниками Растрелли и Чевакинского были Ухтомский, Квасов, много строивший на Украине, Васильев, Дмитриев, Башмаков, Аргунов.
Ухтомский построил такие сооружения как:
- колокольня Троице-Сергиевой лавры (1770г.)
- Красные ворота в Москве (1753-1757 гг.)
- Госпитальный и дом в Москве (1759 г.)
Квасов полстроил собор в Козельце (1752-1763 гг.), Аргунов – усадьбу Шереметьевых в Кускове.