Гораздо важнее переход к более широкому пониманию роли пластической выразительности архитектурной формы — применительно не только к отдельному сооружению, но и к окружающей человека среде в целом. Эта сторона проблемы есть результат сложных, глубинных процессов, объединяющих в себе новаторское овладение средствами современной строительной техники и дальнейшее совершенствование структуры культурно-бытового обслуживания, более глубокое проникновение в суть архитектурного наследия, в природу национального своеобразия зодчества и целостное представление об архитектурной среде города, гармонично совмещающей удовлетворение физических и духовных потребностей современного человека.
В целом это можно было бы рассматривать как проявление возросшего мастерства советских зодчих, мастерства, входящего составной частью в понятие современной культуры.
В современной архитектуре города выявляется несколько концепций формообразования, носителями которых являются архитекторы, а иногда целые творческие коллективы (мастерские, проектные институты).
В нашу задачу не входит рассмотрение этих концепций во всей их полноте. Однако те или иные приемы и средства пластической выразительности, отражающие с нашей точки зрения наиболее интересные поиски в этом направлении, мы постараемся рассмотреть на примере ряда сооружений, выполненных московскими зодчими за последние пять — десять лет.
Проблема пластической выразительности при застройке города встает с особой остротой при сооружении прежде всего общественных зданий. В большинстве своем это уникальные по своему назначению объекты крупного объема, уже в силу этого приобретающие особое значение в существующем ансамбле города.
К этой группе сооружений примыкают и такие (в общем типовые по функции) сооружения, как кинотеатры, которые в условиях новых жилых районов приобретают едва ли не ведущую роль в художественном формировании общественных центров.