Союз финских архитекторов принял решение преобразовать свой фотоархив в Музей финской архитектуры и передать его в собственность организациям, обладающим более широкой материальной базой. Архитектура, одна из важнейших форм нашей культуры, тем не менее до недавних пор оставалась, пожалуй, единственным видом искусства, которое не имело своего действующего музея.
Вместе с тем характер архитектуры таков, что она является наиболее активной формой национальной культуры по сравнению с другими искусствами. Скажем так: архитектура определяет лицо страны, ее общую картину, тог уклад жизни, благодаря которому национальная культура обретает возможности для своего роста.
Именно в связи с активным характером архитектуры, сегодня архитектурный музей вряд ли может быть обычным музейным учреждением. Задача архитектуры—действенно участвовать в развитии пашей страны; ее обязанности перед пашой культурой широки и многообразны. Язык архитектуры, как и язык музыки, понятен во всем мире без перевода. Отсюда следует: долг архитектуры — представлять страну за рубежом, если, конечно, уровень ее развития для этого достаточно высок. Поэтому деятельность нашего Музея должна быть активной в трех основных сферах:
1) охрана памятников архитектуры и их фиксация;
2) популяризация достижений архитектуры в целях повышения общего качества архитектуры и строительства, содействие развитию национальной культуры;
3) демонстрация за рубежом наших достижений в области архитектуры, другими словами—представление в международном масштабе страны и ее культуры в целом.
Следовательно, Музей финской архитектуры не является музеем г, том смысле, в каком это слово до сих пор понималось. Его цель—объединить все три упомянутых выше вида деятельности.
Намечаются следующие формы активной деятельности нашего Музея: центр по охране памятников архитектуры, архитектурный архив, занятый сбором и обработкой материалов. постоянная экспозиция, развернутая в основных помещениях Музея, центр научных исследований, информационная служба, в обязанности которой входит также прием зарубежных гостей.
Работа вне стен Музея будет состоять в организации постоянных выставок в Фипляпдии, включающих стандартные малогабаритные экспозиции, которые легко можно демонстрировать в любом месте страны, проведении как общих архитектурных выставок в крупнейших городах, так и специальных—в сочетании с докладами и информационными сообщениями, посвященными различным отраслям архитектуры (таким, например, как планировка населенных мест, церковная архитектура, строительство школ, жилищное строительство) ,— и, скажем, проведении выставок, приуроченных к конференциям специалистов.
Деятельность за рубежом также включена в программу Музея. Выставки, знакомящие с финской архитектурой, запрашиваются из-за рубежа в таких количествах, что для удовлетворения всех просьб нужны особые организационные меры. Музей может организовывать и общие передвижные выставки, действующие в разных странах, и выставки, подготовленные для специфических целей,— все они могли бы шире освещать роль пашей страны в мировой культуре.
Сейчас имеются приглашения свыше десяти стран. Подобные выставки требуют более авторитетной подготовки и более критического отбора, чем выставки «доброй воли», организуемые обществами дружбы с другими странами и носящие политический характер. Нынешняя программа предусматривает около 40—50 выставок; это вызвано тем, что в таких странах, как США, Бразилия, ФРГ и др., считают целесообразным их демонстрацию не только в столицах, но и в других городах.
Все перечисленные мною мероприятия не могут успешно осуществляться без создания единого, централизованного учреждения. Разные формы деятельности—собственно музейная работа, просветительская работа на родине и за рубежом—имеют в своей основе одни и те же материалы и должны вестись единым центром, методами современного музея.