В августе 1774 года Екатерина II обратилась к М. М. Голицыну с вопросом, «нету ли дома… в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежность можно было бы располагать около дома… Или же не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение) ». М. Голицын, естественно, предложил свой дом.
![Пречистенский дворец](https://architecturalidea.com/wp-content/uploads/2013/11/Пречистенский-дворец-6-300x300.jpg)
Место для остановки Екатерины II оказалось очень удачным: в непосредственной близости располагались здесь три крупных дворца и обширная незастроенная территория, рядом — Колымажный двор — места для лошадей и экипажей обширного двора Екатерины было, следовательно, достаточно. К этому надо прибавить местоположение — одно из красивейших в Москве, с видом на Алексеевский монастырь, Москву-реку и Замоскворечье и близость к Кремлю.
Получив согласие Екатерины, М. М. Измайлов, начальник Кремлевской экспедиции, нанял (а не купил) окрестные дома и 24 августа поручил М. Ф. Казакову (тогда архитектору) сделать обмер домов Голицына, Лопухина и Долгорукова. Известны два варианта Пречистенского дворца. Первый был отвергнут Екатериной и нетрудно понять почему: по планировке он больше похож на большой московский дом, чем на дворец. Екатерине II требовалось нечто гораздо более эффектное.
![План усадьбы Пречистенского дворца](https://architecturalidea.com/wp-content/uploads/2013/11/Пречистенский-дворец-1-300x243.jpg)
Сначала на чертеже прибавился церковный корпус (пририсованный карандашом к главному корпусу дворца). У этого корпуса была и другая роль — он смыкался с домом М. М. Голицына, скрывая переход из дворца в голицынский дом и превращая оба дома со стороны улицы в один монолит. Для представительности у церковного корпуса изображен портик.
Затем поверх плана деревянной части дворца сделана наклейка, на которой тоже карандашом изображена планировка, уже очень близкая к осуществленной; изменилась и планировка той части, где задумана церковь. На этой-то наклейке стоит подпись чернилами: «Строить по сему. Екатерина». Эта подпись, сделанная на карандашном эскизе, говорит о том, что сам чертеж делался в крайней спешке и скорее всего по прямым указаниям Екатерины.
Однако и этот утвержденный вариант не совпадает с выстроенным зданием.
Дальнейшая работа пошла по пути развития и совершенствования этого образа: зал был обнесен колоннадой, изменена колонная галерея между комнатами для игр и танцев, продуман и усложнен интерьер церкви, едва намеченной на карандашном эскизе.
Известный разрез Пречистенского дворца, подписанный Казаковым (совпадающий с фиксационным планом дворца), датирован 4 сентября в Москве и утвержден в Петербурге Екатериной II 10 сентября 1774 года.
Таким образом, если считать, что Казаков ездил с планами дворца в Петербург и был представлен Екатерине II (а это могло быть только в конце августа 1774 г.), то можно думать, что Екатерина лично изложила Измайлову и Казакову свои поправки и Казаков тут же набросал новый проект, вычерченный набело уже в Москве, который тотчас был отправлен в Петербург на утверждение.