Предполагалось, что при этом облик улицы почти не изменится, поскольку новая застройка будет лишь кое-где проглядывать на втором плане. Практика реконструктивных работ показала, однако, что при наличии многоэтажного фронта застройки стоящие перед ним домики выглядят лишенными присущей им среды, обреченными на снос. Ведь застройка улицы всегда воспринимается как фасад некоего двора землевладения. За фасадом должна существовать глубина застройки, а она-то и уничтожается многоэтажным фронтом.
Сосуществование несколько лучше получается, если при том же приеме новая застройка дискретна. Так, вдоль улицы Герцена в Москве поставлены три многоэтажные башни. Они стоят в глубине дворов, не нарушая сложившегося фронта улицы. Местами и подходы к ним решены в виде традиционных ворот в идущей по красной линии ограде. Свойства старой застройки в основном сохранены. Во внутриуличных видах башни занимают главным образом второй план. Как сильный новый мотив они воспринимаются с площадей в начале и в конце улицы. Но в этих видах они перекликаются с другими многоэтажными домами, составляющими смешанную застройку прилегающих кварталов. Это в определенной степени оправдывает появление здесь больших домов. Приходится только, к сожалению, констатировать, что по своим пластическим характеристикам эти дома несколько схематичны и слабо связаны с окружением.
В завершение раздела обратимся к тем вопросам, которые возникают при современном проектировании в связи с необходимостью учитывать особенности наследия, воспринимаемые при движении по городу.
Выше уже отмечалось, что исторически сложившейся улице свойственна частая смена картин, причем сценарноорганизованная за счет закономерно расставленных композиционных акцентов. Говорилось и о том, какие сложности сегодня возникают при необходимости восстановить утраченный композиционный акцент застройки. Сейчас необходимо подчеркнуть, что тщательно детализованное сценарное построение пути должно быть сохранено или вновь предложено на большинстве улиц исторического города.
Развитие сценария движения
Сохранившиеся на них участки старой застройки и характер трассировки рассчитаны на частую смену кадров, на относительно медленное передвижение. Даже если улица почти не сохранила наследия, но ведет к крупному старому ансамблю, сложность сценария также необходима, потому что значимость ансамбля можно ощутить только, если к нему ведет достаточно длинный, сложный путь.
Развитие сценария движения может основываться на рассматривавшихся выше принципах воссоздания или преемственного развития традиционной композиции: постепенной трансформации принципов архитектурно-пространственной организации пути, или контрастного изменения принципа построения. Этот последний случай требует понятной наблюдателю причины для смены композиционного приема (такой причиной может быть например, пересечение границы структурной зоны города).
В процессе движения по городу сопоставление меняющихся кадров формирует представление о тех закономерностях, по которым построена городская среда. Неожиданность, определенная не прогнозируемость раскрывающегося вида допустима и даже иногда желательна тогда, когда это не ломает в корне тот строй образов, который сформировался предыдущими кадрами, иначе эмоциональная реакция, возможно и сильная, будет отрицательной. Так, в Калинине (Твери) при движении от центра по главной улице воспринимается, как уже упоминалось, серия пространств разнообразных площадей с одностильной невысокой застройкой. Строительство на последней площади — бывшей Торговой — многоэтажного административного здания, ради которого одна сторона восьмигранной площади была снесена и превращена в прямоугольную площадку, сразу нарушило два последовательно прослеживавшихся качества среды: однотипность застройки и симметрию архитектурно-пространственного решения. Последний кадр в сценарии улицы звучал диссонансом.
В процессе движения воспринимается и структурная организованность больших территорий исторического города.