Анализ реальной практики говорит о том, что пластика архитектурного сооружения рождается из многих компонентов, из ряда свойств, присущих архитектурной форме. Если постараться суммировать композиционно-пластические свойства сооружения, помогающие выявить его особую роль в ансамбле, то следует выделить прежде всего три аспекта формы по степени их важности и последовательной зависимости или, иными словами, композиционной иерархии: объем здания архитектурные детали фактура формы. как же развиваются эти свойства архитектурной формы в городской практике последнего десятилетия? И в какой мере пластические качества формы используются для достижения художественной выразительности общественных зданий — важных звеньев московских ансамблей?
Обращаясь в этом отношении к конкретному анализу практики строительства крупных, преимущественно общественных зданий в городе, мы обнаруживаем определенную градостроительную тенденцию использовать их в качестве активных пространственных доминант. Объемные характеристики здания оказываются едва ли не важнейшим композиционным качеством, необходимым не только для создания его образной выразительности, неповторимой характеристики, но и для гармоничного включения в живую ткань города, в тот или иной конкретный ансамбль.
Большинство общественных зданий города возникло, да и продолжает возникать как своего рода катализаторы общегородской ткани в градостроительных узлах, являющихся своего рода многофункциональными сгустками (здесь мы имеем в виду как социально-утилитарную функцию, так и функцию социально-художественную). По такому принципу сформировалось большинство площадей центра; этот принцип используется сейчас в процессе проектирования при завершении площадей Садового кольца. Сам Кремль, сосредоточивший в себе ряд ведущих общественных сооружений столицы, является в этом отношении самым крупным композиционным сгустком.