Подходя к анализу пластики стены, нельзя не учитывать общих, господствующих тенденций формообразования, о которых мы говорили выше. И в этом случае важнейшим положением является тесная взаимозависимость между геометрией объема и пластикой формы, в том числе пластикой стены, ее тектонической сущностью.
Сегодня пластическая разработка стены не может уже происходить при помощи стенового материала поверхности (во всяком случае не должна происходить в соответствии с признанными закономерностями). В первую очередь это относится к элементам сборного индустриального характера.
С тех пор, как сборное индустриальное строительство заняло в городе господствующее положение, вопрос о пластичности стены в профессиональном плане долгое время вообще не возникал. Был период, когда это свойство представлялось отошедшим в прошлое, а возникавшие порой примеры представлялись и на самом деле оказывались анахронизмами, проявлением эклектики и говорили о явной недооценке тектонических закономерностей новой архитектуры.
В подобной ситуации появление в начале 1960-х годов отдельных сооружений, в которых стена вновь приобрела определенную пластическую трактовку, было в известной степени событием. Такими сооружениями явились московский городской Дворец пионеров, Кремлевский Дворец съездов.
В здании Дворца пионеров, пожалуй, впервые после перелома в архитектуре наглядно наметился диапазон пластических возможностей стены в общей системе композиционных средств на новом этапе развития архитектуры. Возникла убежденность, что поверхность современного архитектурного объема может формироваться не только будучи набрана из крупных индустриальных элементов, но и с помощью сплошных, в том числе глухих, монолитных стен, что благодаря их использованию удается достичь большой пространственно-пластической выразительности сооружения в целом.