В центре Странноприимного дома, полукруглого двухэтажного здания, располагалась церковь с куполом. Левое крыло занимала богадельня, правое— больница. В цокольном этаже размещался обслуживающий персонал и находились подсобные помещения. В процессе строительства к проектированию сооружения был привлечен Кваренги, который и изменил почти законченное здание. Портик Назарова со сдвоенными колоннами он заменил полукруглой колоннадой, существующей ныне, а также пристроил два портика в средних частях крыльев дома и портики с балюст радой торцовых фасадов, ему же принадлежит внутреннее убранство церкви.
Аналогично Голицынской больнице в основе плана Странноприимного дома лежит усадебная схема, но сооруженное в уже сложившемся районе здание органично вошло в застройку — подъездной двор дома образует своего рода площадь на Садовой. Свободно стоящая колоннада у входа представляет собой новую трактовку колонной ротонды.
Джакомо Кваренги родился в Северной Италии в г. Бергамо. Большое значение в его развитии как архитектора имели поездки по стране, где он изучал, обмерял и зарисовывал античные памятники и постройки Палладио. Но деятельность Кваренги в Италии ограничивалась мелкими проектными работами. Весь важнейший период его творчества целиком связан с Россией, куда он приехал в 1780 г. В 1780—1790-х гг. им построено много зданий. Тяготение Кваренги к строгости и лаконизму классической архитектуры отвечало направлению, в котором развивалась русская архитектура с конца 1770-х гг. Этим объясняется видная роль творчества этого мастера в эволюции русского зодчества.
Примером использования типа усадебной дворцовой застройки в архитектуре здания общественного назначения в условиях Петербурга может служить Ассигнационный банк, сооруженный Кваренги. Усадебная схема подчинена здесь функциональным требованиям нового по своему назначению здания. Перед главным домом, предназначенным для банковских операций и связанным открытой колоннадой с окружающим его дугообразным зданием денежных кладовых, расположен большой парадный двор. Полукружие кладовых выходит на улицу двумя лоджиями, в которых располагались караульни, соединенные высокой металлической оградой с гранитными столбами.
Одновременно с Ассигнационным банком Кваренги построил Эрмитажный театр, переработав в нем схему античного театра. Стремясь создать целостную застройку набережной, зодчий согласовал основные членения театра с членениями соседних зданий Эрмитажа Фельтена и Малого Эрмитажа Деламота. Главный архитектурный мотив фасада — коринфская колоннада, мощным формам которой противопоставлена плоскость сдержанно обработанной стены. Статуи и бюсты, помещенные в нишах, усиливают выразительность колоннады. Широкая арка, перекинутая через Зимнюю канавку и несущая одноэтажную галерею, объединяет полукружие зрительного зала, выступающее из прямолинейного объема театра, со зданием Старого Эрмитажа. Зрительный зал театра окружен вспомогательными и обслуживающими помещениями. В нем зодчий отказался от традиционной планировки дворцовых театров первой половины XVIII в. и расположил зрительные места общим амфитеатром в форме полукруга. Помещение сцены отделено от зрительного зала широким порталом.
Новым по своему утилитарному назначению было здание почтамта в Петербурге, выстроенное арх. Н. А. Львовым.
Николай Александрович Львов —видный деятель русской культуры конца XVIII в., ученый, архитектор, поэт, график, композитор, изобретатель, переводчик, член Российской Академии наук и почетный член петербургской Академии художеств. Львов осуществил ряд построек в Петербурге — Невские ворота Петропавловской крепости, здание почтамта и в провинции — Йоси- фовский собор в Могилеве, собор Борисоглебского монастыря в Торжке и др. Львов строил также много загородных усадеб. Ряд теоретических положений Львова содержится в предисловии и примечаниях к его переводу первой книги трактата Палладио и в пояснительной записке к проекту парка для дворца Безбородко в Москве. Он разработал новые приемы печного отопления, возведения землебитных строений и т. д.