Бывали же случаи, когда относительно поздние части сооружения сносились просто ради единства стиля, единства временной характеристики памятника (хотя уже давно была высказана приводившаяся выше мысль о ценности сочетания разновременных наслоений, среди части реставраторов оказалось живуче стремление восстанавливать памятник на какую-то одну оптимальную дату). Так была уничтожена колокольня XVIII в. у Зачатьевской церкви в углу Китайгородских стен в Москве, поскольку сама церковь восстанавливалась на XV в., а также колокольня XVЛ — XVIII вв. Борисоглебского собора в Чернигове (сам собор относится к ХП в).
Поскольку многослойность наследия, раскрывающая историческую ретроспективу, одна из остро воспринимаемых сегодня ценностей старого города, задача реставрации — сохранять и находить пути гармонической взаимосвязи наследия различных периодов. Мы не станем сейчас останавливаться на проблеме согласования наслоений в пределах отдельного памятника обратимся к некоторым вопросам соседства разновременного наследия в городе.
Город, фрагмент города, городская среда всегда воспринимаются как мир со своими законами бытия. Причем именно бытия, а не просто построения. Это значит, что здесь возможно и ожидаемо живое развитие, различные, иногда непредсказуемые отклонения от стереотипных схем, но все — в пределах основных, достаточно ясно читаемых закономерностей. (Появление кубической формы отдельностоящего многоэтажного жилого дома среди усадебной застройки — это нарушение законов жизни данного мирка, диссонанс, а несколько таких зданий, расположенных в определенном порядке, уже свидетельствуют о появлении на этой территории иного, нового закона произрастания домов.)
Соседство разновременного наследия, раскрывая для нас особенности каждого периода, должно в то же время объединяться какими-то общими законами существования данной среды. Иначе оказывается невозможна гармонизация окружения.