Различные ритмы вертикалей пилонов, простенков и остекления, создающих глубокий и сочный рельеф, его контраст с нерасчлененными глухими и прозрачными стеклянными плоскостями создают многообразие и единство разветвленного ансамбля.
В конкретизации образа сложного ансамбля существенна роль акцентированных входов, особенно главного входа в центральное здание института. В решении главного входа авторы создают символ, который присущ только этому сооружению и неотделим от его образа. Главный вход решен в виде беломраморного прямоугольного пространственного портала — рамы; это она эффектно выделяется среди краснокирпичных стен, окружающих зданий. Значительно превосходя их по высоте, она главенствует в пространстве площади, подчеркивает основную композиционную ось ансамбля.
Для внутренних пространств характерны та же многоплановость, свойственная всему комплексу, и лаконизм архитектурного решения. Открытые лестницы и пандусы отражают террасную структуру разветвленного комплекса; контрастная цветовая гамма красного и белого та же, что и во внешнем облике сооружения. Все это объединяет внешнее и внутреннее пространство в единый ансамбль. Сильным средством композиционного выявления и подчеркивания структурных особенностей внутренних пространств являются приемы естественного освещения интерьеров. Сильный пластический элемент — рельеф площадью около тыс. на внешних плоскостях стен кубического объема библиотеки в вестибюле — площади. Оперируя весьма экономной палитрой архитектурных и изобразительных средств, авторы создали своеобразный ансамбль, используя наряду с другими средствами цвет традиционных строительных материалов. Господствующая в ансамбле красно-белая гамма хорошо согласуется с природным окружением в любое время года, создает звучный акцент в системе городского центра, в известной степени связывает современное сооружение с русскими архитектурными традициями.