В градостроительстве классицизма белорусских губерний получила распространение тенденция романтизма, что впервые зафиксировано в настоящей монографии. Обнаружено направление романтизма медиевизм, интерпретации средневековой планировки, типичной для Западной и Центральной Европы.
Художественная ветвь этого направления ассоциативное преломление свойств нерегулярных структур, материализация их особенностей в канонической системе классицизма. Источником заимствования служил план средневекового поселения, которое обнесено оборонительной стеной и имеет несколько рассредоточенных по территории площадей разной конфигурации.
Классицистический план, несмотря на простоту ортогонального контура и прямоугольную систему улиц, отличался экспрессивной асимметрией пространств площадей и застроенных кварталов. Живописность композиции во образ средневекового лабиринта достигалась также сочетанием разнохарактерных площадей, например квадратных и по-разному ориентированных удлиненных, многообразием размеров и пропорций прямоугольных ячеек уличной сети.
В границах декоративных вала и рва вокруг города почти не было одинаковых кварталов (Чериков). Подобие прослеживалось также в характерных для средних веков приемах примыкания нескольких площадей одной стороной к протяженной коммуникации, увеличения кварталов от центра к периферии, соединения углом двух прямоугольных общественных пространств, а также формирования Г-образного очертания площади, что типично для сложившейся без общего замысла структуры или созданной по единому решению в готическую эпоху (Бобруйск, Чериков, Игумен, Пинск).
Другая ветвь медиевизма — восприимчивость регулярной, готической планировки, что проявились в приемах: трассировка восьми или меньшего числа отходящих от углов улиц — продолжений сторон прямоугольной площади; иногда асимметричная постановка в срединной зоне площади разнохарактерных объемов (площади — главные в Бешенковичах, Бресте, Вилейке; новые рыночные в Игумене, Минске, Мстиславле; Соборная и военно-хозяйственная в Бобруйске; главная, новые административная и торговая в Черикове; культовые перед Покровской церковью в Дубровно, Воскресенским и иезуитским храмами в Могилеве).
Направление романтизма, выявленное в исследовании, — следование традициям Возрождения, творческое преломление качеств фундаментальных образцов заимствования — итальянских, французских, немецких, польских и белорусских произведений градостроительного искусства. Влияние пластики планов укрепленных ренессансных поселений — многоугольного или квадратного очертания территории и типовой пятиугольной формы бастиона — реализовалось в аналогичных приемах организации контура классицистического города (Чаусы — правильный восьмиугольник, Чечерск квадрат с двумя скошенными углами, Бабиновичи и Городок — квадрат).