В монографии «Мировая история архитектуры» имеется 570 фотографий и 350 рисунков, на большей части которых изображены прекрасные храмы, дворцы, церкви. Но в книге почти нет зданий для массового жилья, созданию которых, в первую очередь, должна служить архитектура в обществе. Кому же служит мировая архитектура? Нужна ли она для любования отдельными уникальными произведениями и удовлетворения потребностей наиболее богатых членов общества или она нужна для удовлетворения потребностей всего общества? Безусловно, архитектура должна служить всему обществу.
Учитывая, что архитектура является порождением и отражением общественного бытия и сознания и призвана удовлетворять первоочередные потребности общества, ее эволюция неотделима от эволюции общества. Все проблемы и достижения архитектуры неотделимы от проблем и достижений общества. В свете этого для архитектуры, возможно, гораздо важнее наиболее полное удовлетворение потребностей общества при равновесных взаимоотношениях с природой, а не развитие одного из преобладающих архитектурных стилей. Например, выразительный стиль барокко, как и другие архитектурные стили, не привел к созданию экологичных зданий, находящихся в равновесии с природой и наиболее полно удовлетворяющих потребности жителей. Таков же и более поздний модернизм.
Архитектурная выразительность прекрасных памятников архитектуры удовлетворяла только потребность в красивой визуальной среде, поэтому можно говорить об одностороннем развитии архитектуры без учета всесторонних интересов общественного развития в единстве с интересами природы планеты. Неустойчивая и неэкологичная эволюция человечества вместе с такой же эволюцией городов и их архитектуры постепенно привели общество и природу планеты в состояние кризиса.
XX в. оказался критическим в развитии человечества: именно в этом веке обществом была впервые осознана неустойчивость его развития, приведшая к глобальным и локальным кризисным явлениям; впервые была осознана необходимость более устойчивого развития, которое должно быть основано на устойчивом строительстве и устойчивой архитектуре. Впервые в истории человечества в XX в. застроенная среда выросла и стала основной ценностью всех стран; впервые в XX в. была осознана необходимость более устойчивого потребления ресурсов и постепенного перехода на преимущественное использование возобновимых ресурсов, что существенно влияет на архитектуру.
Возникли и другие существенные проблемы, которые изменили отношение к архитектуре: резкий рост численности человечества, рост городов и возникновение гигантских урбоареалов, нехватка некоторых важных ресурсов, рост социального неравенства и неустойчивость развития, быстрый рост площади освоенных территорий и недопустимое сокращение естественных природных территорий. Поэтому этапы эволюции архитектуры логичнее расположить в соответствии с этапами социально- экономического, технического, технологического, экологического и этического развития общества. На первое место в оценке прогресса архитектуры следует поставить удовлетворение потребностей общества в рамках природно-ресурсного потенциала территорий, устойчивое развитие и экологичные взаимоотношения с природой. Такую коэволюцию архитектуры и общества можно подразделить на следующие этапы.
I этап — самая древняя, примитивная, но в целом экологичная «народная» архитектура зданий и небольших поселений древности, находящихся в равновесии с природой. Построенные самими жителями, простые по форме и конструкции, дешевые здания из местных материалов (дерева, листьев, глины, соломы, костей и шкур животных, навоза и др.) позволяли удовлетворять потребность только в укрытии; множество других потребностей не удовлетворялось (освещенность и инсоляция, температурный режим, вентиляция, сети горячей и холодной воды, душ или ванна, туалет и др.). Здания были экологичны, не загрязняли среду, после окончания срока эксплуатации они усваивались природой; не наблюдалось социального неравенства в жилище. Такая архитектура простых жилищ-укрытий с самым низким уровнем удовлетворения потребностей сохранилась у некоторых современных народностей и племен (в Африке, Индии, Южной Америке и др.). Так, в Африке племя масаи до сих пор живет в небольших поселениях с круглыми хижинами, сплетенными из прутьев и обмазанными навозом, высота которых (до 1,5 м) не позволяет выпрямиться во весь рост.
II этап — древняя архитектура — постепенное появление архитектуры начального социального неравенства, затронувшего, в первую очередь, жилища (оно выразилось в размерах жилищ и прилегающих участков и в более дорогих материалах в конструкциях и отделке). На этом этапе начальной социальной дифференциации общества красивые здания создавались по заказам наиболее богатой и влиятельной части общества, а основная масса городских жителей по-прежнему решала свои строительные проблемы самостоятельно. Архитекторы не проектировали красивые дома для массового бедного жителя, который сам строил свое жилище с низким качеством удовлетворения потребностей. На этом этапе появились первые уникальные здания и сооружения, которые возводились в интересах небольшой части общества, а затем стали памятниками архитектуры (например, различные храмы).
III этап — средневековая архитектура углубляющегося социально-экономического неравенства и разделения общества на классы. На этом этапе в архитектуре, выполнявшей заказы средневековых диктаторов, властителей, тиранов, вождей, царей, монархов, наряду с отдельными выдающимися произведениями появились многие неэкологичные и не актуальные для общества здания и сооружения. Среди них — пирамиды, для строительства которых были затрачены массы материалов и очень много труда (они служили для увековечения правителей); гигантские здания и памятники, призванные удовлетворить глобальные амбиции диктаторов и тиранов; некоторые столицы, построенные исключительно для этих же целей. В итоге появились гигантские подавляющие сооружения на фоне углубляющегося социального неравенства, бедных жилищ большинства горожан. Но именно на этом этапе были созданы уникальные архитектурные сооружения, ставшие выдающимися памятниками. Среди них — загородные ансамбли для правителей, царей.
IV этап — архитектура начала промышленного развития мира, далекая от требований экологичности, сохранения природы и ориентированная на достижение наибольших производственных успехов («архитектура дымовых труб»). Были построены неэкологичные, загрязненные крупные города с грязными производственными районами, низким качеством массовых жилищ и удовлетворения потребностей (таким, например, был Лондон в конце XIX в.). Но в это же время продолжалось создание исключительных по красоте и визуальной экологичности отдельных зданий, инженерных сооружений и целых ансамблей (в основном на загородных территориях, в лесах, естественных и культурных садах). Гармоничная, восхищающая и уникальная застройка соседствовала с грязными кварталами бедноты.
V этап — архитектура интенсивного промышленного развития, движения к глобальному экологическому кризису: быстрое развитие новых неэкологичных производств, бурный рост всех видов загрязнений, выпуск новых неизвестных ранее химических соединений в массовых количествах, резкий рост частного автомобильного транспорта и быстрое сокращение запасов углеводородов, возникновение крупных неэкологичных современных городов, не известных ранее мегаполисов и урбоареалов, загрязняющих и вытесняющих природную среду. Техногенные катастрофы, резко возросшее потребление невозобновимых ресурсов при отсутствии экологичных технологий, загрязнение внешней среды городов и внутренней среды зданий.
VI этап — вторая половина XX в. — начало осмысления необходимости более устойчивого развития, начальная экологизация городов и технологий: начало разработок и внедрения достижений устойчивого строительства и устойчивой архитектуры, дающих возможность более полного и экологичного удовлетворения потребностей, предоставляющих более высококачественную среду городов и жилищ; использование достижений научно-технической революции для создания исключительных по форме и размерам зданий и сооружений в центрах городов; возведение гигантских визуально агрессивных зданий и наряду с этим массовых красивых и удобных домов для жителей. Вместе с тем — строительство простых и невыразительных жилищ с минимумом удобств, а иногда — и полностью негативных грязных трущоб на окраинах, рост бездомности.
VII этап — начинающийся этап новой экологичной (устойчивой) архитектуры, удовлетворяющей потребности членов общества по созданию достойного, высокого, экологически обоснованного уровня жизни в городах и по экологичной, гармоничной городской среде в рамках природно-ресурсного потенциала территорий. Формирование концепции устойчивой архитектуры, способствующей достижению устойчивого развития, созданию здоровой городской среды, здоровых и красивых городов с высоким качеством жизни, здоровой планеты; использование этой концепции в практике.