Сущность развития жилищного строительства можно определить как постепенный переход от комнат, изолированных неподвижными перегородками и сгруппированных вокруг холла, к более свободному плану, при котором жилые помещения представляют собой большую комнату, разделенную в некоторых случаях передвижными перегородками, т. е. к переходу от несущих стен и перегородок с одинаковой планировкой всех этажей к каркасной конструкции, допускающей максимальную гибкость и разнообразие планировки каждого этажа.
Этот процесс в наибольшей степени отражен в проектах Ле Корбюзье, который до 1927 г. был бесспорно самым передовым и оригинальным из всех архитекторов, работавших в области жилого строительства. Ле Корбюзье идет тем же путем после 1927 г., когда к его творчеству начинают постепенно привыкать, и оно уже не поражает так, как в предыдущий период. Его методы постепенно осваиваются другими архитекторами, и его растущее влияние проникает даже в твердыню традиций — Англию, где начинает ощущаться в рассматриваемый нами период.
Некоторые особняки того же времени не уступают своим мастерством постройкам Ле Корбюзье. К ним можно отнести дом Тугендхат в Брно в Чехословакии, выстроенный по проекту Мис ван дер Роэ. Однако творчество Ле Корбюзье в целом занимает бесспорно первое место по многообразию, оригинальности и общим художественным достоинствам.
Ле Корбюзье начал свою архитектурную деятельность лишь после войны 1914-1918 гг., и, начиная с 1922 г., он начал создавать один за другим исключительно оригинальные в отношении планов и конструкций жилые дома, опережая в этом всех европейских архитекторов. Поэтому его следует признать пионером в этой области. Я имею возможность описать и иллюстрировать лишь немногие из небольших домов Ле Корбюзье, отобрав из них наиболее интересные.
Начав с его работ, выполненных до 1927 г., и работ других архитекторов того же времени, я остановлюсь на выставке в Штутгарте 1927 г., а затем уже перейду к наиболее выдающимся работам разных архитекторов, выполненных до .1933 г., когда, как мы увидим, новый тип небольшого жилого дома, проник и в Англию.
К ранним работам Ле Корбюзье относятся дом, выстроенный в Вокрессоне в 1922 г., дом художника Озанфана в Париже, выстроенный в том же году, и два дома в Отейле в 1923 г.
Пропорции зданий рассчитаны очень тщательно, и фасады их, как фасады почти всех построек Ле Корбюзье, основаны на классических геометрических принципах, о чем подробно будет говориться дальше. Дом в Вокрессоне меньше и проще других, но и в нем уже можно рассмотреть, как в зародыше, характерные черты более поздних работ архитектора. В плане дом представляет собой простой прямоугольник с выступом лестничной клетки с одной стороны. В нем три этажа, жилая комната расположена во втором этаже, гараж в первом.
План можно назвать открытым, так как второй этаж в основном представляет собой одно большое помещение, состоящее из большой жилой комнаты и столовой с кухней, примыкающей к столовой как небольшой ее придаток. Жилая комната отделяется от столовой передвижной перегородкой. Дом выстроен из железобетона. С солнечной стороны свет проникает через широкие горизонтальные окна; высокие вертикальные окна отличают место смыкания основного объема с выступом лестничной клетки.
Особенность дома Озанфана большая мастерская, занимающая всю верхнюю часть здания, а дома в Отейле состоят из двух трехэтажных зданий с садами на крыше и картинной галереей, связанных по фасаду в одно целое горизонтальной лентой окон второго этажа.