Любая великая империя порождает свою архитектуру. Византия не исключение. Историки спорят об ее стоках. Одни утверждают, что их следует искать на Ближнем Востоке. Другие обращают внимание на римское влияние.
Вероятно, правы и те, и другие, поскольку по своему географическому положению Византия занимала промежуточное положение между европейским Западом и азиатским Востоком. В ней сошлись многие культурные веяния.
Не случайно сами жители этой обширной державы, историю которой принято вести от императора Константина, называли себя «ромеями» (т.е. римлянами), хотя их национальный состав напоминал пестрое лоскутное одеяло, а верования были смесью эллинизма, иудаизма и христианства.
Византия пережила своего близнеца — Западную Римскую империю — почти на тысячу лет и породила за это время немало великих архитектурных сооружений. Главным вкладом Византии в эволюцию зодчества было развитие купольных сооружений.
Несколько огрубляя ситуацию, можно сказать, что все значимые купольные сооружения Европы имеют византийские корни. Хотя купола умели строить еще древние римляне (вспомните Пантеон), они не были органической частью более сложной архитектурной формы.
Решая проблему установки купола на квадратное основание, византийские зодчие придумали так называемые паруса — сферические треугольные поверхности, которые позволяли боле органично перейти от куба или параллелепипеда здания к его купольному навершию.
Другой архитектурной новинкой были малые купола (конхи), которые окружали и как бы поддерживали главный купол здания. Барабаны таких куполов могли принимать форму выступающих апсид, а сами конхи превращались в их полукруглую крышу.
Все эти архитектурные элементы легко находятся практически в любой церкви Древней Руси, которая считала себя преемницей византийской культуры.