Наконец, говоря о восприятии исторического содержания застройки, следует подчеркнуть одну закономерность, частично уже показанную в предыдущем изложении: наследия разных периодов не только воспринимаются каждое само по себе, но и складываются в общую целостную картину. Город получает историческую глубину. Здания, улицы, площади рассказывают о его древности, об этапах его роста и совершенствовании, о борьбе с разрушающим временем. Причем речь идет не о коллаже из признаков или деталей разных стилей, а об определенной системе элементов наследия, позволяющей видеть, почувствовать закономерный исторический процесс развития города, поэзию его становления. Критикуя практику постмодернизма и господствующего в нем принципа коллажа, В. Пент писал: Слепые адаптации или новые находки исторических примеров часто становятся антиисторичными. История есть последовательность элементов развития, и каждый из них неповторим, и поменять последовательность невозможно.