Пожалуй, мы можем сказать, что симметрия есть своего рода универсальный код, с помощью которого информация внешнего мира переводится в искусственно создаваемую среду и снова декодируется при ее восприятии.
Эта роль симметрии базируется на «глобальной схожести» аспектов мироздания и раскрывает ряд значений самого понятия в сфере архитектуры. Речь идет о распространении понятия симметрии на описание принципов профессионального композиционного мышления.
Эти принципы симметрии обусловлены всей совокупностью связей и отношений в культуре, сообщившей им содержание и смысл, которые мы и пытаемся постичь при наблюдении симметричного сооружения.
Этот аспект позволяет рассматривать симметрию не только как наглядную закономерность геометрии или как закономерность социокультурных предпосылок, но одновременно и как процесс, последовательность построения, упорядочения, приведения к целому, порядку, системе и т. д. Имеются в виду и абстрактные, отвлеченные теоретические мыслительные схемы, структурная упорядоченность которых сопровождает создание архитектурной симметрии, имеются в виду те процессы, которые, по существу, происходят в профессиональном сознании при переводе информации, полученной в любом коде, на язык графики. Но не только. Упорядоченность мысли, ее симметрийность характерны для любой разумной деятельности.
«Разрозненность и беспорядок невыносимы для духа; мысль жаждет системы и получает ее прежде всего в языке». Это замечание, высказанное исследователем-словесником, по сути отражает общность всех видов искусства, где художественный импульс направлен на понимание, созидание и т. д., будь то литература, музыка, зодчество.
Трудно назвать правило, по которому у того или иного автора рождается идея произведения. Искать его значит отчасти впадать в схематизм.
Творческая мысль сбивчива, капризна, однако в ней есть свои повторы, свои ритмы, свои предпочтения. Она не случайна для данного сознания, поскольку опирается на самостоятельный опыт личности. Принципы творчества, избирательность авторской памяти предопределяют композиционный строй архитектурной идеи, который реализуется с помощью конкретных приемов начертания. Собственно муки творчества и состоят в поиске адекватных художественной идее приемов выражения.
Эта связь и есть, по существу, симметричное соотнесение изустно формулируемых идей и проектной графики, их тождество в смысловом отношении. Симметрия проявляет себя в самых различных модификациях на всех стадиях жизни проекта, порой не осознаваемая как таковая, но как реальность методическая, как средство широко понимаемого упорядочения.
Симметрия как теория художественных преобразований и инвариантов
Художественное сознание оперирует аналогиями, ассоциациями, смысловыми и эмоциональными сопоставлениями, стремится упорядочить визуальный и духовный опыт. Здесь симметрия как своеобразная канва позволяет соотносить вербальные тезисы и их графическую фиксацию.
Симметрия входит в науку об искусстве в широком понимании этого термина как теория художественных преобразований и инвариантов. Она используется в этом качестве дважды: на первичном (элементарном) уровне художественных объектов и процессов как метод выявления структурной упорядоченности эквивалентных (в каком-то смысле) элементов художественных структур; на высшем (метатеоретическом) уровне как симметрия законов искусства, иначе говоря, как метод художественных преобразований, обеспечивающих стилистическую, жанровую и мировоззренческую инвариантность соответствующих художественных систем в культуре.
В общенаучном понятии симметрии значение метода соотносится с разложением объекта и предмета исследования на ряд структурных уровней для сопоставительного анализа. К архитектурному исследованию данное понимание метода симметрии приложим достаточно условно в том смысле, что упорядочивает и приводит к смысловому единству все виды анализа, все возможные подходы к истолкованию и пониманию произведения архитектуры — структурно-графический, культурологический, семантический или другие.
Например, графический анализ опирается на математическое выражение геометрической закономерности (число, формула), которое одновременно служит операционной программой действий при построении. Математическим выражением центрально-осевой симметрии считается порядок оси вращения, или необходимое для начертания фигуры количество трансляций элемента вокруг оси. Порядок оси, представленный целым числом, задает способ построения как серию интервалов, циклов вращения, подразумевая определенное действие, имеющее длительность во времени.
В таком важном понятии искусства, как стиль, можно выделить симметрию как инвариантность, неизменность в отношении определенных экономических, социальных и эстетических преобразований. При этом каждое нарушение, отклонение от нормы будет нарушением симметрии, или асимметрией.