Прежде всего речь идет о колоннадах, без которых Палладио не мыслил античные архитектурные пространства.
И еще одна тема древности: «Колонные портики с фронтоном, свойственные храму, он стал располагать на передних фасадах вилл, полагая, что они «подчеркивают вход в дом и весьма содействуют величию и великолепию всего сооружения».
Стена стала первичным элементом всего построения, она господствует как плоскость. Линейная графика фасада — главное средство выражения архитектурной идеи.
Палладио канонизировал такое понимание фасада, значительно разнообразив слагаемые его композиции по сравнению с фасадами, например, флорентийских палаццо.
Так главный мотив фасада базилики в Виченце, повторенный по всему фасаду в двух этажах, характерная арка Палладио, которая образуется не сводом, опирающимся на колонны, но вырезана в стене. Колонны — основания арки, сами продолжение той же стены. Контур арки обрамлен более крупными колоннами. Такова схема рисунка фасада.
В лоджии дель Капитанио, напротив, плоскость стены как будто исчезла и на первый план вышли колонны-опоры и балконы-лоджии. Здесь колонна средство пластической разработки стены: стена превратилась в своеобразный рельеф.
Приведем еще пример решения фасада. В палаццо Кьерикатти фасад «выведен» из плоскостной двухмерности и превращен в самостоятельный пространственный организм. Это получилось благодаря размещению глубоких лоджий: сплошной лоджии — галереи в нижнем этаже и двух боковых угловых лоджий в верхнем.
Фасад, так сказать, приобрел объемность, «толщину». При трехмерной пластике фасада стена как плоскость сохранена лишь в средней части верхнего этажа. Тема этого фасада нашла отражение в композиции восточной колоннады Лувра Клода Перро.
В палаццо Кьерикатти Палладио довел до логического завершения свою композицию фасада. Архитектура, однако, не стала менее «фасадной».
Идее фасада Палладио подчиняет и интерьерное решение зала театра Олимпико, водружая на сцене пышную архитектурную композицию, где собраны, по существу, все детали, все декоративные элементы, все формы, применявшиеся им в различных сооружениях. Амфитеатр почти вплотную примыкает к порталу сцены, на которой установлена постоянная архитектурная декорация.
Иллюзорная, архитектурно-имитированная перспектива сцены противопоставлена пространству зала. Заполняющий сценический портал декоративный фасад доминирует в архитектурном пространстве зала. Удивительно сложная и полная профессиональной фантазии композиция портала театра Олимпико — своего рода энциклопедия архитектурных форм Палладио.
Эта последняя постройка мастера замечательна и тем, что она -своеобразное творческое кредо: в ней наиболее четко прослеживается метод монтажа, который следует понимать не столько как прием композиции, сколько как метод композиционного мышления, особый тип художественного переживания. Палладио виртуозно владеет этим методом, выразительность его композиций может быть соотнесена с экспрессией цвета.
Знаковая и архитектоническая неоднородность дисгармоничных сочетаний форм композиционно убедительна. Тематический монтаж -творческая находка, позволяющая мастеру проявить особенность карнавального мышления, не обесценивая классических образов.
Разумеется, искусство Палладио — рафинированный аристократический вариант карнавальности без попыток дискредитировать каноны, вульгаризировать цитату или иронизировать.
Откуда, однако, взялась эта удачная находка — метод монтажа? Может быть, подобно ордерной системе существуют иные связи с наследием античности? Для ответа придется обратиться к истории и в некотором роде реконструировать культурный смысл этой карнавальной формы как профессионального метода.