Гипертрофированность архитектурных форм

12
Гипертрофированность архитектурных форм

Препятствие, осложнявшее создание архитектурного ансамбля на Ленинских (Воробьёвых) горах, заключалось не в гигантских по сравнению с Дворцом размерах здания университета. История архитектуры знает много примеров, когда главным элементом ансамбля является небольшой архитектурный объем при условии, что его более крупен, чем остальных, больших по размерам, сооружений (например, собор ХУ в. в ансамбле Новодевичьего монастыря; здание Биржи в панораме с колокольней Петропавловской крепости; современный, разительный пример — Комплекс на Красной площади, окруженный высотными архитектурными объемами).


Гипертрофированность архитектурных форм
Гипертрофированность архитектурных форм
Две особенности архитектурной формы МГУ затрудняли возможность органического соединения с ним в одном ансамбле проектируемого здания Дворца Советов. Торжественно-парадная, силуэтная композиция университетского комплекса царит в широком, открытом пространстве. Динамизму этих архитектурных масс необходимо было противопоставить нечто, способное создать композиционное . И второе обстоятельство, может быть главное, — гипертрофированность архитектурных форм университета, его не масштабность, созданная характером основных членений и трактовкой архитектурных элементов и деталей. Центральный высотный объем МГУ и его боковые угловые башни имеют форму, типичную для сооружений значительно меньшей величины, хорошо знакомых нам из истории русской архитектуры. Поэтому на расстоянии университет, по аналогии с традиционными башнями, кажется меньше своего действительного размера; Дворец Советов рядом с ним выглядел бы также меньше своей физической величины. При восприятии же с близкой дистанции композиция Дворца была бы подавлена преувеличенными формами здания МГУ. Высота портика университета равна 25 м; аналогичной формы элементы Дворца нормальной величины не смогли бы стать значительнее несоразмерно крупных форм университета (ситуация Гулливер и великан).

Гипертрофированность архитектурных форм