Понятие «Народный дом» в России сформировалось в конце XIX — начале XX века. Такой тип здания, как правило, включал в себя библиотеку с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресную школу, вечерние классы для взрослых, чайную и книготорговую лавку. Идея Народных домов получает официальную поддержку муниципальных и городских властей, и в 1905-1917 гг. ведется их активное строительство по всей стране. При проектировании выделяется ряд первоочередных задач, среди них — организация досуга, борьба с массовым пьянством и неграмотностью. Решением этих проблем становится создание среды деятельностного общения, которая ориентирована на воспитание культуры общения. Таким образом, главной целью создания среды такого типа является формирование городской культуры. Городской образ жизни усваивается каждым новым поколением в процессе эволюции и накопления общих идей и ценностей. Одна из сторон формирования культуры, исследуемая Л.Н. Коганом, связана с реализацией творческого потенциала человека в процессе его деятельности. В ходе эволюции и развития общества состав функций, входящих в устройство Народного дома, и условия, формирующие это понятие, постепенно усложняются.
Народный дом повлиял на формирование культурологических аспектов городской среды, составляющих значительный пласт городской культуры. Это понятие, широко распространившееся не только в пространстве, но и во времени, сформировало значительный культурный пласт, достойный возрождения, сохранения и развития. Его ценность и актуальность еще недостаточно оценены. Необходима популяризация и распространение не только знания о функциональных возможностях и формах организации Народного дома, но и активное включение его в современную городскую жизнь. Практика возрождения понятия показывает, насколько гибким и разнообразным может быть включение Народного дома в ткань города, а иногда именно он заполняет недостающее звено в культурологически емкой организации пространства.
Вновь сформулированные и дополненные правила архитектурной организации Народного дома с учетом современных форм деятельности неизбежно распространяются за пределы здания, что предполагает исследование городской среды. Если просуммировать все составляющие понятия в ходе его эволюции во времени и трансформации в пространстве, то получится сложный механизм, впитавший в себя множество аспектов разных сфер жизни. Современный Народный дом — это многофункциональный объемно-пространственный комплекс, организующий разнообразные формы общения, включающие в себя взаимодействие, передачу и обмен информацией.
Сегодня набор функций, наполняющих пространства общения, накапливается и усложняется. Современное понятие «Народный дом» может быть структурировано в несколько смысловых слоев, выделенных при изучении Народных домов в России и за рубежом:
• эволюционный, «накопительный» подход к формообразованию;
• центр общения;
• современная архитектура как оболочка этого содержания;
• стимул для развития городской среды;
• «город в городе»
На примере Новосибирска можно убедительно и наглядно показать возможность применения эволюционного подхода в возрождении понятия как многофункционального пространства общения, а также отражение формирующих его принципов в современных проектах и возможность влияния на развитие города и городской культуры. Судя по архивным источникам, здесь Народный дом, существуя еще только в проекте, сумел оказать большое влияние на жизнь города, что подтверждают публикации в газетах 1911 года и открытки с изображением его фасадов.
В начале XX века Ново-Николаевск — мощный культурно-просветительский центр Западной Сибири (прежние названия Новосибирска до 1903 г. — Ново-Николаевский, до 1917 г. — Ново-Николаевск, до 1926 г. — Новониколаевск).
Тогда же здесь возникает идея строительства Народного дома, вызванная необходимостью создания главного городского общественного здания — центра культуры и просвещения. 14 июня 1911 года Ново-Николаевское Общественное собрание объявило конкурс на проект здания. Проект не был осуществлен и даже отсутствует точное обозначение места проектирования. Но упоминание здания Реального училища и дома купца Ф.Д. Маштакова, которые в комплексе с Народным домом предусматривали организацию небольшой площади перед ними, дают основание предполагать, что на незастроенном до сегодняшнего дня фрагменте квартала в границах улиц Советская — Свердлова велось проектирование Народного дома.
11 января 1912 г. правление Общества рассмотрело и утвердило проект архитектора А.Д. Крячкова, отозвавшись о нем следующим образом: «…проектируемое здание Народного дома представляется выдающимся по красоте архитектуры… одно из лучших украшений города».
Для него был отведен участок на Воронцовской улице (сегодня улица Свердлова), в том квартале, где стояло Реальное училище, рядом с небольшим деревянным зданием телефонной станции. Строительство началось 15 августа 1912 г. В проекте здание, согласно программе, имело зрительный зал на 1188 мест в партере, на балконе и хорах, сцену с помещением для оркестра на 30 человек, фойе на 400 человек, вестибюль и гардероб на 1000 человек. Здесь также предусматривалась библиотека с книгохранением и различные классы для занятий. Планировочно зал имел ротондную форму, с сегментной линией окон на фасаде. Было предусмотрено размещение зрительских мест по периметру в уровне второго этажа и устройство балкона с уклоном в центр зала. Две винтовых лестницы соединяли между собой балкон, зал и библиотеку с книгохранением. Освещение зрительного зала осуществлялось за счет больших окон арочного типа, высотой в 7,5 метров. Объемное решение здания по проекту предусматривало перекрытие центрального зального пространства куполом по требованиям театрального действия и имела высоту 10 саженей (21,4 метр). Главный фасад по своему решению имеет много общего со зданием Коммерческого собрания (здание делового клуба, сейчас — театр «Красный факел» по ул. Ленина, 19 в Железнодорожном районе г. Новосибисрка), построенного в 1912-1914 гг. также по проекту А.Д. Крячкова. И в новой работе архитектор предусматривал использование встроенного портика с четырьмя колоннами, овальных окон и ступенчатого фронтона. Разница состояла в применении коринфского ордера, создании центральной арочной ниши, скульптурной группы над антаблементом. Город должен был получить заметное общественное здание.
Из анализа окружающих построек и их функционального назначения, по силе и характеру притяжения к себе выбранного места, и концентрации здесь людей становится понятно, что рассматриваемый центральный фрагмент города — это место встреч, повседневного и праздничного общения, что обусловлено близостью собора Александра Невского (1897-1899 гг.) — центра сосредоточения духовной жизни города.
Кроме того, параллельно с проектированием Народного дома в этом же квартале по проекту А.Д. Крячкова ведется строительство Реального училища имени Дома Романовых. Закладка фундамента здания Народного дома началась 15 августа 1912 года, а через два месяца — 23 октября 1912 г. прошли первые занятия, в училище, ставшем «самым большим учебным заведением дореволюционного Новониколаевска и крупнейшим каменным зданием на Николаевском проспекте».
Изучение истории проектирования в контексте времени, на тот период, когда архитектор получал заказ, позволяет сделать вывод о реально сложившейся необходимости создания центра общения и концентрации культурной, духовной, научной и творческой жизни города именно в этом месте. К 1912 году роль Народного дома сводилась к объединению уже существующих укоренившихся здесь функций с добавлением новых — город должен был получить первую «театральную» площадь. Застраиваемая Старая Базарная площадь меняла свой облик: торговое место перерастало в полномерное общественное пространство.
Проект не был реализован — строительству помешала Первая мировая война. Был вырыт котлован и частично выложен фундамент. Чертежи из архивных источников дают представление о композиции, структуре и функциональном содержании Народного дома. Фотомонтаж модели Народного дома в предполагаемом месте строительства, исходя из имеющихся фотографий и карт 1911 года, и «встройка» в современную ситуацию позволяют проследить эволюцию места и дают возможность понять, что собой представлял Народный дом. Важно не только восстановить саму архитектуру здания, но и обозначить его смысловое значение в данном городском контексте. Показать, что окружающая застройка была той самой подпиткой, на почве которой родился проект Народного дома, и что здесь можно создать сегодня, принимая во внимание современное окружение и, разумеется, новые функциональные предпочтения. Эволюция места наглядно отражается в архитектуре квартала благодаря реконструкции и новому строительству или замене функции, как это произошло со зданием Реального училища, где в настоящее время находится муниципальная детская клиническая больница скорой помощи. Сегодня пространство еще более насыщенно, оно заполняется новыми объемами высотных жилых домов, новыми функциями и смыслами, но и сегодня здесь предполагается создать значимый культурный и информационный центр общения.
Получение знаний о городе, анализируя накопление во времени послойного содержания городской среды — необходимая работа на начальном этапе проектирования любого объекта. Для полного представления о характере места сегодня с очевидностью недостаточно данных, полученных только на основе генерального плана города, геодезических и топографических характеристик площадки будущего строительства. Для проектирования именно в данном месте здесь и сейчас необходимо «погрузиться» в выбранную среду, вернуться в её «начало» и из глубины дойти до современного содержания. Проследить пространственно-временное развитие, чтобы обоснованно говорить о нужности городу нового объекта.
Важно не только знать историю архитектуры, иметь представление о том, как выглядело то или иное здание, но понимать мотивацию, причины изменений городской среды во времени вместе с изучаемым объектом. Такие исследования полезны с точки зрения осмысления градостроительных проблем, понимания взаимоувязки множества функций.
Одно из существенных направлений предпроектных исследований — анализ эволюции места. Его целью является выявление наиболее устойчивых элементов структуры города, сохраняющих свое назначение в процессе развития, а также уточнение особенностей и причин структурных трансформаций. Изучение эволюции города позволяет учесть преемственность в развитии его структур и, как следствие, найти более эффективное применение уже имеющимся ресурсам, и решить проблему укорененности места и формирования городской культуры. Поэтому важно выявить смысловой каркас городской среды, в котором происходит наслоение во времени различных функций и культурных ценностей. Изучение эволюции пространственной организации города включает анализ функциональных и социокультурных аспектов, повлиявших в разные периоды на планировочное решение каждого конкретного места. Концепция современного Народного дома предполагает максимальное использование всех видов внутренних ресурсов, взаимосвязанное развитие его новых и сложившихся структур.
Управление капитального строительства Новосибирска выступило с инициативой организации в городе высокотехнологичного многофункционального культурно-информационного центра. Это связано с несоответствием современным требованиям существующего здания Новосибирской государственной областной научной библиотеки. Поэтому в 2010 году был объявлен открытый творческий конкурс на проектирование нового здания, где одним из основных направлений деятельности является информационное обеспечение пользователей на современном высокотехнологичном уровне. Предполагается, что вместе с этим библиотека будет выполнять роль коммуникационного центра в области инновационной деятельности, а также регионального социокультурного центра, предлагающего широкий выбор культурно-образовательных и просветительских видов деятельности. Ставится задача улучшить качество жизни населения, способствуя социальному обновлению, обмену идеями и знаниями, поддерживать научные исследования, технологические и другие изменения в обществе, таким образом, соответствовать инновационному развитию современного мира.
Вниманию конкурсной комиссии было предложено 5 проектов. В тендере на новое здание библиотеки приняли участие ООО «Сибторгпроект», ООО «АПМ», ООО «Н-ск Градострой 2002», компания «Тильке инжиниринг» и архитектор И.А. Попов. Анализ проектов подтверждает возможность создания здесь многослойного и функционально насыщенного пространства на основе концепции современного Народного дома. Просуммировав идеи, заложенные в отдельных конкурсных проектах можно прийти к единому целому, которое станет одновременно отражением развития места и внесет новое качество, связанное с необходимостью строительства библиотеки на очередном этапе эволюции городской структуры. Все идеи, заложенные в представленных проектах, так или иначе, находят отражение в концепции пространства современного Народного дома.
Размышления на тему времени в проекте ООО «Сибторгпроект» выражены в симметричной форме здания. В центре его главного фасада — песочные часы, соединяющие две полураскрытые книги: прошлое и будущее. Время в архитектуре сложно поддается условному воспроизведению. Возможно, эволюционный подход с попыткой воссоздания утраченных связей между прошлым, настоящим и будущем, при котором прослеживается процесс перехода одного в другое даст наиболее полное представление о времени в архитектуре. Обращение к истории зарождения идеи проекта Народного дома и воссоздание эволюции места могли бы способствовать углублению смысловой составляющей размышлений на тему времени.
Видение библиотеки как храма культурного наследия в проекте авторского коллектива из ООО «Н-ск Градострой 2002» разделило здание на два стилистически разных объёма. Его нижняя часть — это двухэтажное прямоугольное здание, отсылающее к образам античности, с центральным портиком и колоннами, а верхняя представляет из себя 14-ти этажное здание из цветного стекла и алюминиевых панелей. Заложенный в архитектурную концепцию библиотеки в этом проекте критерий преемственности, целостности и качества городской среды позволяет повысить ценность архитектурной идеи. Современная городская культура, опирающаяся на знание традиций, станет более содержательной и осмысленной. Это, по сути, общее правило. В данном месте оно может получить конкретное прочтение.
На протяжении века квартал имел важное значение для всего города. Здесь сосредоточены объекты культурной, духовной, научной и творческой жизни. Объединение квартала с помощью идеи Народного дома поможет укрепить культурный потенциал и задать новый импульс развития городской культуры путем создания пространств свободного общения. Концепция формирования Народного дома не просто позволяет сохранить память места, но и возродить его содержание. Кроме того, в начале XX века проектирование Народного дома уже оказало значительное влияние на формирование культурного наследия Новосибирска. Если нас интересует проблема городской культуры, важно понимать, что ее формирует.
Общение — это тот связующий инструмент, с помощью которого происходит диалог культуры и города. Народный дом может оказаться наиболее емкой объединяющей формой, способной соединить существующие отдельно друг от друга элементы в единый полноценный комплекс, образуя значимый культурный фрагмент города. Концепция современного Народного дома, разумеется, не предполагает точное воспроизведение здания в соответствии с чертежами А.Д. Крячкова. Отражение его идеи возможно за счет включения в современную форму дополнительной театральной или музейной функции, с демонстрацией модели Народного дома, сопровождающейся рассказом о культуре Новосибирска, т.к. Народный дом проектировался именно как центр культуры и общения.
ООО «АПМ» представляют Новосибирскую государственную областную научную библиотеку в виде современного здания необычной формы. Но что такое современность? Это Новое. А с точки зрения концепции Народного дома Новое — это переосмысление, возрождение и соединение функций, поэтому предлагаемое решение позволяет расширить формотворческие поиски организации пространства для общения.
Проект здания, предложенный архитектором И.А. Поповым, работает на прямых ассоциациях: библиотека — книжная полка — куб. Восточный и западный фасады облицованы шпонированными фасадными панелями с ленточными оконными проемами. Проект стремится отвечать основной задаче конкурса, прописанной в задании — «создание яркой архитектурной формы, инсталлированной в городскую среду».
Здание библиотеки по проекту компании «Тильке инжиниринг», выигравшей в конкурсе, представлено в виде стопки сложенных друг на друга книг. Проектом предусматривается 11-этажный объем с атриумом, подземными автомобильными парковками вместимостью более 90 мест. Общая площадь здания в предложенной схеме — около 20 тысяч квадратных метров. Проект «Тильке» функционально содержателен, но и здесь сохраняются проектные перспективы для осмысления преемственности и связи времен, позволяющих создать и в контексте этого варианта полноценное пространство общения.
Представленные проекты в полной мере не рассматривают контекст времени и места. Проектируемые здания ориентированы на создание визуального эффекта. Они, скорее, выполняют функцию городской скульптуры, что, по сути, исчерпывает поставленные требования конкурсной программы. Если обратиться к условиям конкурса, то основными задачами, согласно пункту 1.3 положения о конкурсе являются: «сочетание яркой архитектурной формы, инсталлированной в архитектурную среду» и «выявление наиболее перспективных архитектурно-проектных разработок, демонстрирующих возможности «трактования» экстерьеров здания в созданных новых архитектурных формах». Конкурсная комиссия рассматривала представленные работы по критериям, определенным в положении о конкурсе, среди которых: целостность общего архитектурного решения, как самого проекта, так и в контексте существующей архитектурной среды и общей объемно-пространственной композиции, нестандартность, а также оригинальность и экономическая целесообразность проекта. При этом остается нерешенной проблема организации пространства вокруг комплекса, потому, что в достаточной мере не было проанализировано воздействие функций уже существующих зданий, способных работать на развитие качества среды, так же как и потенциальная возможность вновь создаваемого объекта влиять на город.
Анализ представленных работ и условий конкурса выявляет необходимость акцентировать большее внимание на проблемах организации пространства и работы с городским контекстом при формировании задания на проектирование, особенно, если речь идет о столь важном городском объекте.
Город — это единство пространства во времени, его структура целостна, а городская среда формируется столетиями, где одни элементы перерастают в другие и, таким образом, органично сосуществуют, вживаясь друг в друга. Здесь нет лишнего, ничего не берется извне, все рождается самим городом. Чтобы понять, что влияет на формирование городского квартала необходимо проследить его эволюцию, и тогда становятся понятны ориентиры и причины трансформаций, результаты которых мы видим сегодня. Представление об идее Народного дома, его строении и функциональном содержании складывается из социальных предпосылок, формирующих условия реализации проекта в неменьшей мере, чем описания его пространственной структуры.
Местом проектирования нового здания библиотеки, согласно заданию, стал свободный от застройки участок в квартале, ограниченном с севера — улицей Свердлова, с востока — территорией Новосибирского Государственного Художественного музея, с юга и запада — участками жилых домов. То самое место, где сто лет назад начиналось строительство не менее существенного для своего времени культурного центра — Народного дома.
Важно понимать, почему на этом месте предполагалось построить именно Народный дом. В решаемых тогда и сегодня градостроительных задачах прослеживаются разнообразные взаимосвязи между прошлым и настоящим, по которым можно судить о прочности связи времен в органично «растущем» городе. В частности, как видели, в начале XX века находившуюся на этом месте торговую площадь предполагалось превратить в театральную, сделать ее местом общения. Так и сегодня современный многофункциональный комплекс требует организации вместе с ним соответствующего городского пространства с целью создания центра притяжения и коммуникаций. Общественное городское пространство предоставляет значительно более широкие возможности для самовыражения всех общественных групп горожан и занятия различными немассовыми видами деятельности, нежели частные коммерческие площадки. Как и в проекте А.Д. Крячкова начала века, сегодня такая площадь может служить объединяющим элементом зданий библиотеки, художественного училища и других объектов, а вместе с этим и разных людей со всем многообразием их интересов. Выбор объекта проектирования также исходил из потребностей города, связанных с необходимостью расширения существующих функций в этом месте. Прослеживается взаимосвязь, позволяющая соединить идеи Народного дома с содержанием современного многофункционального комплекса, обогатив тем самым не только здание, но и весь квартал, придать ему дополнительные смыслы, сделать максимально функциональным центром общения и коммуникаций — создать новое качество среды, современную, живую, многогранную структуру, способную реагировать на внешние изменения, возможно путем устройства Народного дома как многофункционального пространства, соединяющего в себе широкий набор функций и смыслов. Это такое пространство, которое тесно связано со своим окружением, так как не может существовать вне городской среды, питающей его множеством уже существующих здесь функций.
Следовательно, многофункциональная структура становится цельной, если проектируется в контексте города. Она не только объединяет разнообразные внутренние функции, но и связывает их с городом. Поэтому многофункциональной структурой может стать комплекс, сомасштабный городскому кварталу, состоящий из отдельных элементов — самостоятельных зданий, соединенных смысловыми и функциональными связями, пересекающими городской квартал и продолжающимися за пределами исследуемой структуры. Такая система выращивается из той же городской среды, в которой она будет существовать и развиваться. Принцип «город в городе» может быть использован в проекте библиотеки с целью создания наиболее емкой и целостной системы. В логике концепции современного Народного дома многофункциональное здание целесообразно задумывать как часть развития всего квартала, учитывая окружение превратить его в насыщенный смыслами культурный центр и включить концепцию библиотеки в общегородскую стратегию развития генерального плана Новосибирска. Научная библиотека станет импульсом к комплексному благоустройству примыкающих городских территорий.
Несоответствие существующих городских пространств и учреждений современным требованиям актуально для многих городов. Поэтому большинство архитекторов интересует преобразование городского пространства в единую уравновешенную систему и его максимальное функциональное насыщение с целью получения более комфортной среды для жизни, проведения досуга и свободного общения.
В проектируемом здании библиотеки уже заложена коммуникативная функция, реализуемая через обмен и получение информации в процессе общения. Возможно, за счет организации на улице распределительного центра в виде доступной открытой площади, кафе, или небольшого амфитеатра, выполняющего функцию открытой сцены или пространства общения в повседневной жизни, может сделать новое здание объединяющим центром притяжения горожан и, главное — такой подход позволяет горожанину самостоятельно выбирать сценарии коммуникации: общение в кафе, на площади перед входом в медиатеку, и т.д. Учитывая стесненность квартала организовать такое место общения возможно за счет открытия городу первого этажа, объединяя пространство здания и улицы, и обустройства прилегающих территорий.
Организацию пешеходных и общественных пространств следует рассматривать как связующую структуру всех существующих и проектируемых зданий. Благоустройство во многом определяет качество создаваемых многофункциональных пространств.
Проектирование здания без учета существующих историко-культурных и структурно-средовых ресурсов города может сопровождается перенасыщением одними функциями и недостатком других, что неизбежно повлечет за собой необратимые процессы деградации городской среды, утрату своеобразия, а, значит, снижение уровня городской культуры в целом. Поэтому трансформацию структуры города и включение в нее новых крупных элементов следует осуществлять с максимально полным учетом всех предшествующих этапов его формирования. Это знание становится актуальным сегодня в процессе поиска современных архитектурных решений. Анализ одного из исторических фрагментов Новосибирска позволяет проиллюстрировать возможный подход к изучению, формированию и реализации принципов современного Народного дома при создании многофункциональных пространств общения.