Благоустройство замков и маноров

Под таким жилищем обязательно должен быть подземный источник воды, потому что без колодца обойтись было невозможно. Баня была редкостью. Купались в лоханях и бочках, особенно после еды. Ванну принимали с горячими настоями в деревянном чане. Уборные устраивали в башенках, выступающих из стены. Нечистоты через отверстие в полу падали вниз в выгребную яму. Сидения в уборных были из дерева.

Сеньор вел в своем замке достаточно суровый образ жизни. Замок практически не освещался, поскольку окна скорее напоминали бойницы и закрывались только внутренними ставнями. Достаточно холодный климат не позволял делать окна широкими, а кроме того, широкое окно было нерационально с точки зрения обороны замка или дома. Поэтому и в домах, и в замках окна были узкими. Окна располагались в глубоких нишах, арочные окна разделялись колоннами или располагались попарно.

В целях обороны окна были расположены достаточно высоко, поэтому перед ними у стены всегда стояла скамья. Окна закрывали решеткой из ивового прута или металла. Оконные переплеты затягивали промасленной тканью, промасленным листом пергамента, прибитого к раме, в богатых домах — слюдой. Изнутри к окну прикреплялась деревянная откидная створка, ее закрывали во время сна. Ставни прикрывали лишь нижнюю часть окна: это обеспечивало безопасность и доступ свежего воздуха. Солнечный свет проникал в дома только летом, когда рамы вынимали из оконных проемов и прятали до зимы.

Зимой света не хватало. Центральный зал освещали глиняные и металлические масляные светильники с фитилем. Лампы делали в виде грушеобразных и воронкообразных подвесных светильников. Свечи делали из животного сала. Восковые свечи были только в соборах. Лучина и сальные свечи сильно коптили, поэтому стены и потолки средневековых домов и замков были черны от копоти и сажи. Частой формой подсвечников был скачущий или поражающий змея рыцарь. Подсвечник в «зверином стиле» имел пирамидальное основание на трех звериных ножках, удлиненный стан с одним или несколькими кольцами. Украшали подсвечники эмалью белого, желтого, зеленого и голубого цветов.

Открытый очаг или камин — единственный источник тепла в феодальном доме. Очаг в деревянных замках помещали в центре помещения, в каменных замках очаги стали устраивать в стене. Дым поднимался по желобу в стене и выходил через крышу. Открытый очаг завершался вытяжным навесом — козырьком. Навес крепился над камином на кронштейнах и служил для распределения тепла в комнате. Камины размещали в центре комнат у стены. Тепла камин давал немного, и поэтому обогревались прямо у него.

В XII в. камин был круглый, его вытяжной колпак украшали росписью. Возле камина помещалась статуя покровителя хозяина дома, под ней подсвечник. Чтобы пламя было более ярким и освещало комнату, к поленьям дров подбрасывали солому. Из очагов практического назначения камины превратились в монументальные сооружения, в которых архитектура и скульптура соперничали друг с другом. Для отопления также использовали и жаровни.

Сам уклад жизни не способствовал благоустройству жилища и комфорта. Жизнь в замке текла уединенно и размеренно. Особенно скверно в замке было зимой: леденящие коридоры, темные и сырые лестницы и единственное натопленное помещение. В замке было промозгло и сыро. Огромный камин не давал достаточно тепла, поэтому спали в верхней одежде. Кровати нагревали с помощью грелок. Иногда слуги согревали постели своим телом.

Главный зал всегда оставался одной комнатой, каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 м) и просторным (от 50 до 150 м). Драпировки разделяли его только в силу определенных обстоятельств, на время. Зал и спальное помещение обычно располагались в среднем ярусе. Они отделялись перегородкой. Зал в замке, огражденный каменными стенами и изобилующий колоннами, был холодным неприветливым помещением. Позже появилась деревянная обшивка и потолочные балки. Большие залы перекрывали деревянными открытыми конструкциями крыши. Во всем облике зала чувствовалась простота, лаконизм и суровость.

Стены в замках и богатых домах покрывали росписью, декоративными тканями, обшивали деревом и расписывали. Дерево использовали мягких пород — ель, сосну и другие. В странах Средиземноморья стены украшали фресками. Их штукатурили или покрывали светлыми темперными красками. Иногда стены просто красили в красный или желтый цвет. Если был рисунок, то он имитировал тесаный камень или шахматную доску. Сюжетами были рыцарские сцены и светские мотивы, истории жизни великих людей или современной жизни — война, охота, сцены придворной жизни. Росписи раскрывали символику хозяина, его девиз и личные качества.

Вместо настенных росписей использовали ковры с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Вышивка делалась по толстой грубой ткани. Ковры делили помещение и служили дверьми. У знатных людей каменные стены устилали коврами с Востока, которые считали неслыханной роскошью.

Ковры вешали на стены, клали на сидения, но не на пол.

Большие залы разгораживали коврами, которые прикреплялись к дверным и оконным рамам. Иногда драпировками создавали нечто вроде альковов. Часто использовали пологи. Во время приемов, пиров и празднеств эти перегородки легко убирались.

Пол во дворцах и замках мостили каменными плитами. В замке очень богатых людей пол выкладывали каменным орнаментом или мягкими керамическими поливными плитками и редко покрывали коврами.

От полов домов и замков постоянно тянуло сыростью и холодом, их устилали соломой или травой. Зимой пол устилали соломой — или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом — камышом, ветвями и цветами — лилией, гладиолусами, ирисами. Вдоль стен раскладывали травы — мяту и вербену. Это все несколько спасало от сырости.

Главная черта средневекового дома — отсутствие уединения. В единственной комнате все были у всех на глазах. В этом плане концепция варварского жилища с общим очагом сохранялась все средневековье. Сеньор в замке жил с женой, младшими детьми, сыновьями сеньоров, которые были отданы на обучение умению владеть оружием, слугами, вооруженной охраной, гостями.

Мебель делали с помощью топора, молотка, пилы, тесла и оура- ва. П ростая мебель делалась из ели на севере, из дуба — на юге. До середины XI! в. мебель была тяжеловесной и не отличалась от старинной деревянной утвари. С конца XII в.она стала более изящной. Мебель редко переставляли с места на место. Ее камуфлировали мягкими тканями: столы покрывали скатертями, скамьи — подушками. Незакрытое дерево всегда раскрашивали.

Мебель украшали резьбой и раскрашивали в яркие цвета, делали кованые железные накладки. Обивка мебели не применялась, мебель покрывали слоем краски живых тонов с целью сокрытия дефектов соединений. Декоративный каркас могли покрыть слоем гипса или мела. Затем эту грунтовку расписывали. Декором мебели служили кованые накладки, ряды гвоздей из кованого железа, цветные расписные орнаменты. Орнаменты применялись бессистемно, часто без пропорций. Чаще всего встречались растительные мотивы: листья, гроздья, вьющиеся растения, а также фигуры людей и животных, мистических чудовищ, геометрические фигуры, зигзаги и плетения. Деревянную мебель украшали не только резьбой, но и инкрустацией из дорого дерева и слоновой кости.

Основной мебелью были скамьи, стулья, табуреты, сундуки, которые служили сидениями и располагались вдоль стен. Чаще всего использовали кресло с гнутыми ножками, подлокотниками, но без спинки. Стул и кресло со спинкой появились уже в конце Средневековья. Отдельный стул мог быть только у глав знатных семей. Высота стула и высота спинки означала степень знатности владельца. Стул имел подставку для ног: ноги неприятно было держать на холодных каменных плитах. Сидения были неудобны и тяжеловесны, что объяснялось в основном точеными ножками и прямыми спинками.

Также использовали складной стул, кресла с сидениями в форме ящика, скамьи дощатой конструкции. Сидения имели вид ящика либо со спинкой, либо без нее. В богатых домах сидения покрывали коврами и обкладывали подушками. Употребляли скамейки на трех ножках, переносные и вдоль стен. Отделкой служили причудливые чудовищные животные и орнаменты. Спинки стульев, кресел и скамей украшали точеными шишечками, полуциркульными аркадами, аркообразными фризами и розетками. Характерным предметом мебели, кроме сундуков и ящиков, в романском замке было кресло или скамья с балдахином, то есть крышей.

Столы были примитивны, прямоугольной формы. Столешница покоилась на двух сделанных из простых досок боковинах, которые укрепляли массивными горизонтальными брусками, соединяющими их. Также столешница устанавливалась на толстых ножках или козлах, которые после еды убирали и уносили к стенам, освобождая пространство комнаты. Отсюда выражение «накрыть стол». Иногда столешницу устанавливали на толстых ножках или козлах. Края доски выступали, с них опускалась драпировка, и опоры не было видно. Письменные столы представляли собой наклонную доску на ножке, причем угол наклона доски изменялся. Рядом с камином на небольшом возвышении — стол хозяина и его семьи. Остальные столы помещали поодаль от главного стола сеньора. В зале всегда было два стола — для приготовления пищи и обеденный.

Кровати были обычными. Они состояли из продолговатого решетчатого станка на четырех и более ножках. Одна сторона у изголовья или продольной стороны могла быть выше. Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой — к стене, ногами — к камину. Сначала клали тюфяк с соломой или сеном, поверх него матрас из шерсти и хлопчатобумажной ткани. Одеяла были суконные, отделанные мехом. Под одеяло подкладывали перину, набитую ватой и пухом. У богатых были простыни, пуховые и ватные одеяла, валики и овальной формы подушки. Простыни делали белые, шелковые и льняные, с вышивкой, одеяла подбивали мехом горностая или белки. Одеяло и подушки были узорчатыми. Ложе убирали богатыми тканями и коврами. У необеспеченных людей было цветное белье или из мешковины и саржи.

Камин в спальне топили вечером перед сном. Кровати были огромны, шириной до четырех метров. На кровать вели одна или две ступеньки. Кровати вмещали несколько человек: так было легче согреться. Для обогрева кровати окружали пологом из шерстяной ткани или меха, подвешенным на высоких столбах. Полог держался на железных штангах, прикрепленных к стене скобами, а к потолку веревками. Драпировка кроватей крепилась к потолочной балке или вешалась на специальный каркас. Сверху ее закрывал балдахин, опирающийся на колонны. Балдахин — вынужденная необходимость, он укрывал спящих от клопов и тараканов, сыплющихся с потолка. Кровати с балдахинами сильно завешивали тканями — сначала легкими, затем набивными тяжелыми материями. Кровати с балдахином создавали ощущение безопасности. В ногах также ставилась лампа.

Вся утварь хранилась в сундуках. Сундук был универсален, так как он был и кроватью, и мебелью для сидения, и чемоданом для путешествий. Они были тяжелыми, и вынести их из дома было практически невозможно. Сундуки часто использовали для постели. Обычно в сундуках хранили одежду, хотя верхние вещи снимали с себя и развешивали на оленьих рогах. В сундуки складывали посуду, утварь, деньги. Одежду не складывали, а свертывали в рулон и ароматизировали.Также свертывали и грамоты из пергамента, когда их складывали в сумку или в сундук. Сундуки на юге изготавливали из ели, на севере — из дуба. Крышку обычно делали двускатной. Сундук стал предметом искусства. Его формы были самыми разными: продолговатые сундуки с прямым карнизом, сундуки с фронтоном или кровельным щипцом, сундуки-саркофаги.

В XII в. впервые появились шкафы. Шкаф имел всего несколько ящиков. Он стал для средневекового человека символом удобства жилища, ибо был вещью для удобного хранения, а не просто хранения вещей. Шкаф — повернутый на бок кованый сундук, чаще всего с одной дверкой и двускатной крышкой. Шкафы из толстых досок держались при помощи накладок из кованого железа. Применение кованых железных накладок было новшеством эпохи. Так же делали буфеты вместо посудных шкафов. Они закрывались засовами или щеколдами. Стенки и крышки обшивали полосами железа или кожи. Замки с ключами были роскошью.

Столовую утварь в замках составляли сосуды из глины, также пользовались в быту деревянными. Для более изысканных потребностей использовали металлические сосуды.

ЗАМКИ XIII в.

Размер окон в комнатах значительно увеличился. Оконные шторы прикреплялись к штангам веревками, которые использовались для перемещения их полотнищ.

В Западной Европе в XI11 в. появился рубанок. Мебель стали красиво отделывать и фанеровать: внутри использовали дешевую и легкую древесину, снаружи — более дорогую. Из ивняка делали плетеные колыбели, корзины наряду с клетками и ульями. В замках XIII в. появились массивные кресла — почетное место с двумя ступенями. Кресла покрывались подушками. К мебели относили скамьи со спинками, скамьи-сундуки, скамеечки, складные стулья, шкаф с железными оковами, резьбой и росписью. Везде использовали подушечки и ковры.

Зеркала и часы до XIII в. считались редкостью даже у богатых сословий. В XIII в. стекла для зеркал вырезали из полых стеклянных шаров, внутреннюю сторону которых покрывали сплавом свинца с сурьмой. В XIV в. этот сплав заменили на оловянную амальгаму; ее получали путем наливания ртути на лист оловянной фольги — станиоли. Сверху укладывали тщательно отполированное стекло, прижимая его к станиоли.

Предыдущая статьяНовый город Хойерсверда
Следующая статьяСамые известные русские архитекторы