Архитектурный ансамбль — это сложная художественная система, цельноть и совокупность образов — говорил И. В. Жолтовский, решаемая с помощью целого ряда взаимосвязанных условий, композиционных закономерностей и принципов, специфических для ансамбля. Раскрывая более широко это понятие, можно сказать, что архитектурный ансамбль представляет собой своеобразный синтез, композиционное сцепление, органичный сплав индивидуально трактованных в зависимости от конкретной функции и роли в ансамбле композиционных систем отдельных зданий, их групп, организуемых ими пространств в сложную художественно-образную систему, развивающуюся в пространстве и времени, подчиненную единому замыслу ансамбля и структуре города в целом.
Ансамбль в высшем смысле — это усиление архитектурных средств воздействия, превосходящих возможности отдельного архитектурного памятника (Л. А. Ильин).
В настоящее время мы опять стали воспринимать формирующую силу, излучаемую объемами за пределы занимаемого ими пространства, что роднит нас с ранним периодом существования архитектуры… Главное — взаимоотношение объемов, определяющее полифоническую оркестровку,… тонкую игру объемов в пространстве».
Художественно-организующая сила, излучаемая архитектурным ансамблем, заключена во взаимодействии, взаимодополнении и взаимообогащении его компонентов. Это — свойство художественной природы ансамбля, благодаря чему как бы выявляются новые, скрытые возможности или резервы художественной выразительности произведений архитектуры, создается более высокое синтетическое архитектурное целое, способное композиционно и идейно художественно сплотить не только обширные городские структуры, но и целый город без привлечения дополнительных материальных и художественных средств.