Вторая мировая война резко изменила соотношение сил на международной арене. От капитализма отпал целый ряд государств, образовавших вместе с СССР мощную социалистическую систему. Внутри капиталистических стран усилилось влияние прогрессивных организаций. Произошло освобождение из — под ига империализма большинства колониальных и зависимых стран и усиление их роли в международной жизни. Существенным политическим фактором явилось также объединение крупнейших капиталистических держав в единый блок, в котором ведущую роль заняли Соединенные Штаты Америки.
Все эти факторы оказали влияние на развитие архитектуры. Резко повысилась в архитектуре капиталистических стран роль США, куда в период фашизма эмигрировали из Европы многие крупные архитекторы (В. Гропиус, Мис ван дер Роэ и др.). Наряду с этим увеличилось значение архитектуры бывших колониальных, зависимых и малых стран, в которых развились местные архитектурные школы. Наконец, в Европе колоссальные военные разрушения особенно обострили проблемы массового строительства и реконструкции городов.
Прогресс в строительной технике вслед за общим бурным развитием техники в период начавшейся после войны научно-технической революции предоставил архитекторам новые средства индустриализации строительства и конструирования форм.
Индустриальное строительство получает широкое развитие сначала в массовой жилой застройке и в промышленной архитектуре, затем и при строительстве общественных зданий.
В широком масштабе использовались индустриальные методы и конструкции из сборного железобетона в послевоенном строительстве в Гавре (Франция), сильно разрушенном во время войны (1947—1950 гг.). Застройка города выполнялась под общим руководством и по проекту Огюста Перре (рис. 186). В основном применялась каркасная система конструкций. В соответствии с модульным рядом сборные железобетонные панели имеют ограниченное число типов, разнообразно сочетающихся в композиции зданий. В их тектонике подчеркнут сборный характер конструкций, в ряде зданий каркасность выявлена на фасадах. В основе композиции городских ансамблей лежат строгие и геометрически четкие членения, перекликающиеся со строгой законченностью ансамблей Франции времени классицизма.
Одновременно с Францией индустриальные методы получили распространение и в других странах. Прорабатываются вопросы типизации зданий, унификации и стандартизации изделий. Однако все эти вопросы решаются в узких рамках отдельных строительных фирм и организаций, не поднимаясь до масштабов общегосударственных мероприятий. Вследствие этого полносборное домостроение имеет, как правило, характер эпизодического строительства; чаще индустриальные конструкции (сборный каркас, панели перекрытия и др.) сочетаются с мелкоразмерными элементами стен, перегородок и т. п.