Из многочисленных сооружений нужно было отобрать лучшие примеры, по преимуществу отмеченные индивидуальным почерком архитектора.
Мы имеем право сказать о постройках Эдвина Лютьенса, Герберта Бейкера, Реджинальда Бломфильда и Герберта Роуза, нравятся они нам или нет, что на них лежит отпечаток индивидуальности их авторов, отсутствующей в огромном большинстве других сооружений, выполненных в классической или ренессансной традициях.
Работы Реджинальда Бломфильда нельзя назвать простыми копиями, они отличаются определенной силой и размахом.
Хотя Бломфильд и применяет стальной каркас в своих зданиях, его мысль сосредоточена на эффектах каменных классических фасадов, к которым он питает особое пристрастие из-за прочности и тяжести камня.
Он любит рустику; примером могут служить два клуба — Карлтонский в Пельмеле и Объединенный университетский. Подобно многим архитекторам, придерживающимся классической и ренессансной ордерной традиции, он, по-видимому, испытывает наибольшее удовлетворение, когда ему удается придать своему сооружению монументальный характер, и неслучайно лучшей его работой стал Менин Гейт, памятник погибшим на Кипре.
Сам Бломфильд считает этот памятник и Ламбетский мост своими лучшими произведениями. Характером архитектуры и формой Менин Гейт напоминает классический храм. По обе стороны расположены перистили в римско-дорическом ордере, с обоих концов которых большие полуциркульные арки фланкированы малыми арками с горизонтальными перемычками.
Пропорции удачны — в эту работу архитектор вложил весь свой талант. Почти на всех, видевших памятник, он производил неизменно большое впечатление.
Хотя Эдвин Лютьенс строго придерживается классических принципов, в его творчестве много и самостоятельного, и его постройки (в особенности их фасады) отличаются редкой красотой пропорций. Если признать архитектором только того, кто, учитывая назначение постройки, изучает важнейшие общественные требования, в соответствии с которыми планирует свои сооружения, причем пытается увязать фасады с планом, а также использует и возможности различных конструкций, то мы не решились бы назвать Эдвина Лютьенса великим архитектором.
Но он был большим артистом архитектурных пропорций и понимал музыку форм. В отношении планов он стоял ниже многих архитекторов, менее значительных как художники.
Немногие решатся признать, например, постройки Эдвина Купера более оригинальными или удачными по пропорциям, чем постройки Эдвина Лютьенса: в самом деле, сооружения Купера чаще всего представляют собой всего лишь добросовестное приспособление классической архитектуры к современному строительству.
Но в планах Купера всегда можно усмотреть стремление следовать функции сооружения, по возможности сохраняя симметрию фасадов. Что же касается построек Лютьенса, то план увязывается в них с фасадом обычно с некоторым ущербом для функции; это наблюдается и в его ранних загородных домах, и в некоторых более крупных поздних постройках.
Блестящим исключением мог бы служить дворец вице-короля в Дели — одно из лучших его сооружений, которое не входит, однако, в круг нашего рассмотрения. Чаще всего Лютьенс достигал успеха, когда имел возможность сосредоточить все свое внимание на фасадах, предоставив другим архитекторам задачу увязки с ними планов (как это было при постройке Правления Мидлендского банка в Поултри), или же когда он работал над сооружениями чисто монументального характера, — в этой области Лютьенс создал произведения, входящие в число самых выдающихся памятников истории архитектуры.
Мемориальная архитектура Эдвина Лютьенса
Для мемориальной архитектуры Эдвина Лютьенса характерны хорошие пропорции, которые часто сочетаются с простотой и строгостью, особенно соответствующими этой форме архитектуры.
В 1919 г. Лютьенс создал образец памятника павшим в благородном и впечатляющем проекте монумента в Уайтхолле, и затем значительное число вариантов на ту же тему во многих больших и малых городах Англии. Но нигде, как мне кажется, нет памятника с такими прекрасными пропорциями, как пропорции нашего национального монумента.
Та же тема решена драматически на военном кладбище в Этапле, где два монумента вздымаются над двумя арками по обе стороны обширной платформы, в центре которой воздвигнут жертвенный крест (по проекту Реджинальда Бломфильда) и мемориальный камень (по проекту Эдвина Лютьенса).
Тому же Лютьенсу принадлежит большое число мемориальных фонтанов, примером которых могут служить фонтан военно-морских сил близ Адмиралтейства и фонтан Георга V в Виндзоре. Из малых форм красивы и оригинальны некоторые из его мемориальных крестов. Заслуживают особого внимания его памятник погибшим во Франции, спроектированный для Имперской Военной погребальной комиссии, и великолепный памятник на Сомме в Тьепвале.
Для последнего памятника Лютьенс заимствовал тему триумфальной арки, при разработке которой обнаружил все свое большое дарование. Триумфальные арки древнего Рима, обычно двухмерные по своему характеру, такие, как арки Тита, Септимия Севера, Константина и другие, имеют вид городских ворот, лишенных своей архитектурной функции и поставленных как памятники на открытом месте. Монументальные колонны вроде колонны Траяна служат другим примером архитектуры, лишенной своей функции.
Римская монументальная арка была возрождена во Франции для прославления побед Людовика XIV в таких сооружениях, как ворота Сен-Дени и Сен-Мартен, лишенные, как и римские их прототипы, своей функции въездных городских ворот.