Развитие образования в текущем столетии и рост книжной и журнальной продукции вызвали к жизни появление многочисленных и разнообразных библиотек от больших государственных и университетских до небольших городских. Неизбежным следствием было появление в Европе в период между двумя войнами большого числа библиотечных зданий разного рода.
Самые крупные выстроенные или начатые строительством в 20-е годы проектировались на классической основе и отличались симметричными планами и приятным внешним видом, соответствующим их назначению. Это положение длилось до начала 30-х годов, когда начала встречаться менее регулярная функциональная планировка.
Для иллюстрации разных путей отхода от классических традиций в проектировании крупных библиотечных зданий, сооруженных в рассматриваемый период, мною отобраны пять примеров: Стокгольмская городская библиотека, Манчестерская городская библиотека, библиотека Кембриджского университета и Национальная библиотека в городе Берне. Первым значительным примером разрыва с формальной симметричной планировкой была библиотека в городе Выборге, которая будет рассмотрена в дальнейшем.
До начала XIX столетия библиотеки представляли собой комнаты или залы с книжными полками вдоль стен, размещенными с учетом и декоративного эффекта; столы или пюпитры для чтения занимали середину помещения. В результате увеличения книжных собраний возникла проблема их хранения, проблема научной планировки библиотек.
Обе необходимые части библиотеки, предназначенные для чтения книг и для их хранения, требовалось расположить удовлетворительно одну по отношению к другой; в большинстве случаев в проектах библиотечных зданий пытаются выполнить именно это требование. В проекты включаются также дополнительные помещения для каталогов, книжных выставок и т. д.
В больших европейских библиотеках XIX столетия — библиотеке Британского музея в Лондоне, Национальной библиотеке и библиотеке св. Женевьевы в Париже — использованы три метода планировки и соотношения помещений для чтения и хранения книг. Библиотека Британского музея — классический образец круглого библиотечного здания; идея ее плана принадлежит библиотекарю Антони Паницци, сотрудничавшему с архитектором Сиднеем Смерком. Возможно, что Паницци заимствовал свою идею у французского архитектора Бенжамена Делессера, предложившего в 1835 г. для Национальной библиотеки в Париже круглый читальный зал, окруженный помещениями для хранения книг.
Манчестерская городская библиотека
Манчестерская городская библиотека, строительство которой но проекту Э. Винсента Харриса началось в 1929 г. и было закончено в 1934 г., — крупнейшая муниципальная библиотека Англии, обслуживающая Манчестер, один из самых больших городов Великобритании. И здесь характерная черта здания — большой круглый читальный зал, расположенный на втором этаже; он сооружен, как и Пиктоиский читальный зал в Ливерпуле, по принципу Пантеона. Его диаметр равен 38,1 м, расстояние от пола до вершины купола — 28 м; круглое отверстие, освещающее помещения сверху, имеет в поперечнике 12,5 м.
На некотором расстоянии от стен расположена колоннада, состоящая из 28 колонн. Столы расставлены радиально, и в дополнение к настольным лампам в том же зале стоят 12 больших бронзовых светильников, мягкий свет от которых отражается поверхностью купола. Ниже, в первом этаже расположено книгохранилище, связанное с читальным залом лифтами для книг и трубами для посылки требований. В центре читального зала находится прилавок, окружающий открытый люк, который ведет в книгохранилище. Читатель получает книги через несколько минут после подачи требования и в этом отношении Манчестерская библиотека работает эффективнее большинства библиотек мира.
Читальный зал и книгохранилище окружены разделенным на этажи кольцом шириной 12,8 м, где размещены различные отделы библиотеки. Так, на втором и третьем этаже находятся залы для выдачи книг, технический, коммерческий и музыкальный отделы библиотеки, специальный реферативный отдел и т. д. В четвертом этаже расположены служебные помещения, в пятом — типография и переплетная, а также дополнительное книгохранилище. Кольцо перекрыто крышей выше основания купола, не видимого снаружи.
На высоте третьего и четвертого этажей здание окружено дорической колоннадой. Через коринфский портик главного входа попадают в большой прямоугольный вестибюль, носящий название Шекспировского зала. По обе его стороны в главный читальный зал поднимаются лестницы.
К функциональным достоинствам библиотеки относится прежде всего удовлетворительное соотношение между книгохранилищем и читальным залом, в остальном же планировка не лишена недостатков: слишком большие жертвы принесены ради монументальности и классических эффектов. Читальный зал бесспорно производит величественное впечатление, но трудно отделаться от мысли, что главным для архитектора было стремление произвести наибольшее впечатление как читальным залом, так и классическим внешним видом сооружения.
Криволинейная форма помещений, расположенных вокруг центрального читального зала, едва ли наиболее для них удобна, освещены они недостаточно. В функциональном отношении было бы более выгодным, если бы они примыкали к центральному залу с одной стороны или окружали его квадратом как в Стокгольмской центральной библиотеке.
Что касается внешнего вида, то нельзя признать удачным сочетание прямоугольного портика с круглым зданием. Органической связи архитектор не добился, и портик воспринимается как чужеродный архитектурный фрагмент, приставленный к главному зданию. В Пантеоне подобное же сочетание увенчанного фронтоном портика с круглым зданием производит впечатление более органичное, так как декоративные мотивы круглого сооружения продолжаются на портике.
Стальная конструкция каркаса здания Манчестерской библиотеки очень сложна; как показывает иллюстрация, сам стальной каркас не лишен был красоты, однако от него не осталось и следов в окончательном виде здания, после того как оно было облицовано портландским камнем. Главное достоинство библиотеки состоит в удачном сочетании книгохранилища с читальным залом; в то же время она может служить образцом архитектурного сооружения, где воздействие классической традиции не было благотворным ни в функциональном, ни в эстетическом отношении.
Университетская библиотекиа в Кембридже
Совершенно иной была архитектурная концепция построенной в то же время (1931 -1934) по проекту Джайлза Скотта большой университетской библиотеки в Кембридже. Она занимает великолепный открытый участок на одной оси с мемориальными сооружениями колледжа Клэр, возведенными по проекту того же архитектора.
Симметричная в плане постройка состоит из длинного главного корпуса с двумя небольшими выступающими крыльями, трех поперечных корпусов и заднего корпуса. В ней два внутренних двора. Над главным входом на 48,8 м поднимается квадратная башня. Длина всего здания — 128 м. Главные помещения расположены на втором этаже. По обе стороны входного вестибюля лестницы ведут в коридор второго этажа. Вдоль коридора переднего корпуса расположены выставочные стенды, помещение на южном конце коридора предназначено для специального читального зала, в помещении на северном конце находится хранилище.
В южном корпусе — залы для периодики, в центре того же корпуса — каталоги; помещение каталогов связывает корпус с западным, где находится главный читальный зал в 59,2 м длиной и 12,2 м шириной. Семиэтажный северный корпус служит книгохранилищем, а по обе стороны башни переднего восточного корпуса, который при необходимости можно использовать как книгохранилище, пока также размещается периодика. Таким образом, действующее книгохранилище северного корпуса находится совсем близко от читального зала. Нижний этаж занят Королевской библиотекой, служебными помещениями и буфетом.
Здание очень красиво, но все же возникает вопрос, не принесена ли функциональность планировки здесь в жертву требованиям классической симметрии. Удовлетворено ли основное требование правильного соотношения книгохранилища и читального зала, как в Национальной или в Манчестерской библиотеках. Ведь вместо того, чтобы максимально приблизить книгохранилище к читальному залу, архитектор отодвинул его к двум другим сторонам здания, повинуясь формальным требованиям симметричного плана.
Библиотека интересна как образец подчинения функции классической основе, но может также служить образцом использования в проекте преимущественно вертикалей и горизонталей с умеренным применением вариаций диагоналей и полуциркульных арок. Особенно приятен интерьер читального зала, освещенного с двух сторон полуциркульными окнами, ряды которых проходят вдоль обеих стен. Декоративная отделка носит сдержанный характер, спокойная, ясная атмосфера создается холодным колоритом серебристо-серых столов, голубых стульев и пола и отделанного дубом потолка изумрудного оттенка. Разнообразная расцветка других помещений, например сдержанный колорит коридоров создают коричневые корнтоновские каменные плитки.
Каркас здания стальной. Стальные книжные полки, конструктивно не связанные со стенами, стоят друг на друге. Все здание облицовано светлым кирпичом, ярким на солнце и мягким в тени, в облицовке главного входа и фронтона применен также камень. Стальная конструкция выражена в некоторой степени вертикальными узкими окнами и башней вытянутых пропорций, в то время как плоская крыша, низкий фронтон над высокой полуциркульной аркой входа и невысокое пирамидальное завершение башни подчиняются широким прямоугольным массам здания; в композиции доминируют гладкие поверхности светло-коричневой фактуры, оживленной декоративными акцентами вертикалей. В общем проект был обусловлен и конструкцией, и функцией здания, а также и художественными намерениями архитектора, добившегося простоты, монументальности и величия.
Здание Редклифской библиотеки в Оксфорде
К более давнему времени относится круглое здание Редклифской библиотеки в Оксфорде, выстроенное в 1738 г., и здание библиотеки в Вольфенбюттеле, сооруженное в 1706 г., где, однако, читальные залы не отделены от помещений для хранения. В библиотеке Британского музея места для библиотекарей и каталоги находятся в середине читального зала, от центра которого радиусами расходятся столы для чтения.
В помещениях, окружающих читальный зал, хранятся книги; эти помещения замечательны своими сетчатыми перекрытиями, пропускающими свет через все этажи, начиная со стеклянной крыши.
Преимущества круглого читального зала Британского музея очевидны: доступ к библиотекарям ничем не затруднен, самим же библиотекарям легко наблюдать за читальным залом. Не решена, однако, проблема удовлетворительного расположения книг в помещениях для хранения — читателям, затребовавшим книги, приходится ожидать очень, долго.
В Национальной библиотеке читальный зал имеет прямоугольную форму с абсидой на одном конце, местом библиотекаря, за которым находится прямоугольное книгохранилище, известное под названием Magasin central. В данном случае помещения для чтения и для хранения связаны лучше, чем в библиотеке Британского музея.
Ограниченные размеры участка, на котором расположена библиотека св. Женевьевы, построенная несколько раньше (1843-1850) библиотеки Британского музея и Национальной библиотеки, продиктовали архитектору Анри Лабрусту интересное решение: расположить хранилище непосредственно под читальным залом: связь, таким образом, здесь осуществляется по вертикали. Эти три главных типа библиотек оказали влияние на более поздние проекты крупных библиотечных зданий.
Круглый план был использован для нескольких больших библиотек, построенных в годы между сооружением читального зала Британского музея и началом первой мировой войны. Наиболее интересный образец — Пиктонский читальный зал в Ливерпуле, строительство которого по проекту Корнелиуса Шерлока было закончено в 1879 г. Здесь значительное количество книг хранится в самом читальном зале: на полках галерей, окружающих его стены внутри. Диаметр всего здания 30,5 м, расстояние снизу до глазка купола, имеющего в поперечнике 7,3 м — 18,3 м. Под читальным залом расположено большое помещение для собраний и лекций.