В начале XVII в. шла борьба с польско-шведской интервенцией, была экономическая разруха, поэтому монументальных сооружений почти не строили; их архитектура базировалась на достижениях прошлого.
Наиболее значительные сооружения возводят в Москве и ее окрестностях. К ним относятся:
• церковь Покрова в Рубцове (1619-1626) — в память победы над польско-шведскими интервентами. Бесстолпная с двумя симметричными приделами галерея. Ряды кокошников. Вид тяжеловесной приземистой пирамиды;
• церковь Покрова в селе Медведкове (20-е гг. XVII в.). Квадратная с двумя приделами. Восьмерик опирается через систему арок на четверик, пятиглавая, со стройным высоким шатром с главкой;
• Спасская башня Московского Кремля (1624-1625).
Архитектурно-градостроительные памятники середины XVII в.
В середине XVII в. в русской архитектуре сложился «узорчатый» стиль. Во многом он определялся вкусом заказчиков: купцов и верхних слоев посадского населения. Строительство велось в основном из красного кирпича, стены декорировались деталями из белого камня, изразцами или фигурным кирпичом.
«Узорчатый» стиль получил распространение не только в столице, но и во многих провинциальных городах, в каждом из которых были свои эстетические особенности. В этот период в Москве после пожара в 1626 г. последовал указ строить «палаты каменные», в соответствии с которым в 1635-1636 гг. был построен Кремлевский Теремный дворец. Пятиэтажный объем разделялся по вертикали следующим образом: два нижних — подклет; третий — служебный; четвертый — жилой; пятый — терем с башенкой. Вокруг терема — гульбища, на которые выходили жилые комнаты одного размера. Стены кирпичные с резными наличниками из белого камня. На двух верхних этажах — богатые карнизы из изразцов.
В 1664-1668 гг. построена Троицкая церковь в Останкине — классический пример московского «узорочного» стиля. Кирпичная декорация в ней достигает исключительной виртуозности.
Сложная пятишатровая композиция церкви Рождества Богородицы, что в Путинках (1649-1652), представляет собой живописную фуппу, состоящую из объединенных вместе отдельных построек — шатровой квадратной в плане церкви, придела и колокольни. За исключением шатра колокольни все остальные шатры являются декоративными украшениями, не связанными с внутренним пространством храма. Живописный силуэт шатров напоминает деревянные хоромы с теремами и крыльцами.
Обширная одностолпная трапезная с приделом и крыльцом была пристроена несколько позднее. Несмотря на это «наращивание» объемов церковь отличается слаженностью всех своих необычайно красивых частей.
Церковь Воскресения в Кадашах сооружена в середине XVII в. на средства жителей слободы, работавших на государевом Кадашевском полотняном дворе. Сохраняя традиционный четверик слободской церкви, зодчий внес в постройку много нового. Пирамиду кокошников он заменил двумя ярусами белых декоративных гребней, которым нет равных в русском зодчестве. Среднюю главу мастер поставил на стройный двухъярусный барабан, что повысило значение силуэта здания.
Каждый элемент храма усиливает его декоративность. Смелость декоративных форм, энергичность рисунка и замечательное чувство материала — белого камня на фоне красного кирпича — ставят мастеров храма в число лучших в монументальном декоративном искусстве того времени.