Едва ли существуют какие-либо работы общего характера, посвященные архитектуре общеевропейском масштабе. Даже книга Певзнера, вопреки ее названию, не может быть признана таковой. Тем не менее было создано несколько проектов, которые выдают общеевропейские амбиции их авторов или их желание обратиться к неизученным областям архитектурной истории последнего времени. Возьмем в качестве примера серию из восьми книг, связанных с выставками, проводимыми Deutsches Architekturmuseum (DAM, Немецкий музей архитектуры) во Франкфурте: Architektur im 20. Jahrhundert — «Архитектура XX века». Восемь частей серии были выпущены в период с 1995 по 2000 год и относятся соответственно к Австрии, Ирландии, Португалии, Швеции, Швейцарии, Греции, Финляндии и Германии (все эти страны, за исключением Германии и Швейцарии, сравнительно недавно стали членами ЕС).
Значение изданий, посвященных Ирландии, Португалии и Греции, для европейской историографии особенно велико, поскольку архитектура этих стран наименее изучена в международной перспективе. Книга «Архитектура двадцатого века в Испании», изданная в конце 2000 года к еще одной выставке в DAM, в серию не вошла, но в ее тематику, бесспорно, вписывается. Можно сказать с уверенностью, что Уилфрид Вэнг, принявший участие в создании всех девяти книг, сыграл ключевую роль в открытии архитектуры Европы.
Что касается архитектуры Центральной Европы, то в ее изучение очень важным вкладом стали каталоги выставок, издающиеся с 2000 года Адольфом Штиллером. Штиллер стал первопроходцем в деле представления стран, которым обычно отводилось маргинальное место или вовсе не отводилось места в истории европейской архитектуры. В серию Штиллера вошли издания, посвященные архитектуре двадцатого века в Словакии, Румынии, Хорватии, Болгарии, Словении и Польше, равно как и каталоги по Финляндии, уже появившиеся во многих публикациях в разных странах, и по Люксембургу, который, как и Болгария, до появления этой серии привлекали мало внимания в международном масштабе. Внимание во всех этих публикациях сосредоточено на архитектуре модерна, но они представляют ценный и ранее недоступный материал.
На сегодняшний день Вэнг и Штиллер дали архитектурному миру в общей сложности шестнадцать национальных обозрений, которые, в силу их последовательности и серийному формату, облегчают сопоставление путей развития архитектуры в половине стран Европы, а потому вместе взятые, составляют национальную сеть.
Новые эксперименты в архитектуре
Период между выставкой Веркбунда в Кельне в 1914 г. и основанием Баухауза в Дессау в 1925 г. был периодом консолидации достижений и новых экспериментов в архитектуре, не отмеченным, однако, большим прогрессом в осуществлявшемся строительстве.
Интересными были конструктивные новшества, главным образом в области применения железобетона: уже были описаны ангар Фрейсине в Орли (1916 г.), шляпная фабрика Мендельсона в Люкенвальде (1922 г.) и церковь Перре в Ренси, в те же годы Оуд добился большой выразительной простоты в своих жилых домах в Роттердаме.
Ле Корбюзье начал строить свои жилые дома, которые позднее принесли ему известность, но полное развитие его творчество получило в более поздний период. Впрочем прогрессивные идеи переполняли его и в те годы, когда он опубликовал свою книгу «К архитектуре» (1924 г.).
В здании фабрики обувных шнурков фирмы Фагус (1911) и в лестничных клетках построек Веркбунда в Кельне (1914)2 появились стеклянные экраны, заменяющие внешние конструктивные стены, однако дальнейшее их развитие произошло лишь в 1925 г. в здании Баухауза.
Со стеклянными экранами производились эксперименты и раньше, но большинство проектов осталось неосуществленным, так как в них почти полностью уничтожались границы между внешним и внутренним пространством. Таков, например, был проект универмага архитектора Л. Мис ван дер Роэ; что же касается его модели стеклянной башни (1921), где тонкие перекрытия нанизаны на длинные стальные вертикальные стержни и заключены в стеклянную оболочку, то она осталась мечтой о будущем архитектуры.
Жилые дома новых районов Парижа и Берлина
В большинстве случаев жилые дома новых районов Парижа и Берлина превосходят по своим качествам выстроенные в тс же время по реконструкции в центральных кварталах. Они относятся к более прогрессивной архитектуре, и потому должны привлечь особое внимание. Новые жилые кварталы центральных районов города, создававшиеся главным образом для людей с невысокими доходами, отвечают в меньшей степени потребностям населения.
Так, например, на месте старых городских укреплений в Париже выстроены семи- и восьмиэтажные жилые дома с лифтами, но с очень небольшими квартирами, состоящими из крошечных комнат: плотность населения колеблется там от 350 до 500 человек на один акр.
В XIX и начале XX в. жилые дома строились с закрытыми дворами, наподобие конторских зданий со световыми колодцами. Поэтому в квартиры нижних этажей, выходившие во двор, света проникало меньше, чем в квартиры верхних этажей. Большинство построек такого типа находилось в руках частных лиц, стремившихся разместить максимум квартир на каждом акре участка.
Результаты можно наблюдать в перенаселенных домах Лондона, Берлина, Парижа и других городов, причем аналогичные явления характерны для домов с более дорогими квартирами. В результате изменений в законодательстве, регулировавшем плотность населения, дворы стали более обширными. В некоторых кварталах устраивались дворы, открытые с одной стороны, в других — не застраивались углы участков.
Планировка кварталов
Такова в большинстве случаев застройка Совета лондонского графства, производившаяся в период между двумя войнами. Большая часть жилых домов квартала Чайна Уок в Ламбете (1928-1934) группируется вокруг прямоугольного сквера, открытого в сторону Кеннингтонской дороги, а жилые дома квартала Ист Хилл (1925-1929) окружают центральные дворы с четырех сторон.
Главная часть квартала состоит из двух двойных прямоугольников, образованных блоками внешних и вписанных в них внутренних пятиэтажных жилых домов. Внутренний блок южного прямоугольника на Делапортсквер окружает двор со всех сторон; большой северный прямоугольник разрезан проездами.
Такова же планировка кварталов в Оссульстоне, Клапхам Парке и Хо-нор Оке. Прямоугольники застройки расположены там по преимуществу в направлении север-юг, так, чтобы жилые комнаты были ориентированы на запад и восток. В тех случаях, когда всю ширину корпуса занимает только одна квартира (таково большинство домов Совета лондонского графства), такая ориентация вполне пригодна; если же поперечные корпуса в концах блоков выходят на север и на юг и в проекте не предусмотрена южная ориентация жилых комнат, такую планировку удовлетворительной признать нельзя.
Солнечный свет должен проникать и в спальни, желательно раннее утреннее солнце и для кухни; при наличии поперечных корпусов планировка встречает затруднения. Наилучший выход из положения найден в Германии, где поперечные корпуса обычно отсутствуют.