Возникновение неорусского стиля в архитектуре

Возникновение неорусского стиля в архитектуре

В обращение к русским традициям привело к созданию псевдорусского стиля, а затем в конце XIX — начале XX в. — неорусского стиля. На общем фоне эклектики этот стиль явно выделялся. Он был поддержан официальной идеологией и назывался сначала византийским, а затем национальным стилем.

Николай I уже задумывался о создании единой для всех сословий духовной цели, способной объединить весь народ вокруг государя и предотвратить всяческое брожение умов. Император мечтал о своем национальном стиле в жизни и архитектуре. В 1849 г. в русско-византийском стиле был построен Большой Кремлевский дворец.

В России сформировалась новая интеллигенция, вышедшая из сферы сельских священников и третьего сословия. Она проявила особый интерес к русской культуре и фольклору. Вторая половина XIX в. охарактеризовалась резким усилением интереса к изучению и собранию икон, к исследованию древнерусской литературы. На сценах театров появляются спектакли из жизни средневековой России.

Особенно охотно в русском стиле строили купцы, подчеркивая тем самым свою приверженность и причастность к народу и народному искусству, и одновременно показывая роскошью домов принадлежность к новой аристократии. Высокие крыши и парадные крыльца напоминали всем о новоявленном боярстве XIX в. Дерево как материал городского строительства к этому времени изжило себя. Мотивы русского стиля не соответствовали мотивам современных зданий.

Источниками псевдорусского стиля были деревянная резьба и национальная вышивка. В этом стиле оформлялись фасады не только деревянных домов, но и кирпичных многоэтажных зданий. Создается стилизованный псевдорусский орнамент на основе древнерусской плетенки, узоров и трав. Характерные черты стиля: подражание боярским домам, царским дворцам XVH в., избам крестьян, обилие деревянных деталей, изразцы. Присутствуют элементы крестьянского зодчества, стилизованные мотивы народной резьбы.

Для неорусского стиля была характерна фасадность, декоративность зданий, маскарадная одежда облекала здание, успешно скрывая его прозаическую суть. Национальный колорит сооружениям сообщали нарочитая асимметрия в построении объемов, произвольное расположение разнообразных по форме окон, подчеркнутая массивность стен, контрасты гладких поверхностей и интенсивность цветовых пятен.

Фасады домов украшали «мраморными полотенцами» и «кирпичными вышивками». Интерьеры украшали резьбой и росписью. Фарфор раскрашивали по мотивам древнерусских эмалей и миниатюр, резными петушками и живописными вышивками.

Новые пространственные решения и конструкции сочетали с языком средневековых форм. Были продолжены и развиты приемы срубной конструкции, устройства теремков, светлиц, крылец и гульбищ. Архитекторы акцентируют мотивы и формы щипцов, наличников, причелин и других элементов.

Мастера русского стиля «наряжали» фасады резьбой, мотивы которой заимствовались у народной вышивки, кружевоплетения. Неисчерпаемым источником творчества являлся народный орнамент.