Для произведений молодых зальцбургских архитекторов, объединившихся в «Рабочую группу 4» (Ф. Куррент, Й. Шпальт, В. Хольцбауэр), а также примыкающих к ним И. Г. Гштоя и др., строящих в основном культовые здания (церковь близ Зальцбурга, 1953—1956 гг., семинария в Зальцбурге-Айген, 1961 —1964 и др.,), характерны поиски структурных взаимосвязей в конструкции, использование модуля, сборности как предпосылок единства пространственных и конструктивных членений. Творчество этих архитекторов своим стремлением к структурной ясности близко английскому необрутализму. В то же время они подчеркивают самобытность своих поисков, стремясь всячески выявить и популяризировать традиции «пионеров» современной австрийской архитектуры.
В послевоенной архитектуре Австрии прослеживаются довольно четко два периода: первый, когда основное внимание уделялось восстановительному строительству (примерно до 1958 г.), и второй, когда деятельность архитекторов становится более многообразной.
Восстановительное строительство должно было осуществляться в таких масштабах, каких Австрия не знала после первой мировой войны. Положение осложнялось, тем, что не было разработано никаких широких планов, не существовало и законов, дающих право отчуждать землю. Поэтому городские управления были лишены возможности планировать новые городские образования.
В отличие от межвоенного периода соотношение между Веной и другими городами Австрии изменилось. В ряде городов ведется интенсивное строительство, осуществляется реконструкция уличной сети.
Так, например, в Линде благодаря своевременной пробивке объездных улиц был сохранен старый город, а центр города был расширен в направлении Дуная.
Что касается Вены, то здесь были в 1946 г. объявлены конкурсы на проекты восстановления таких важнейших районов города, как площадь собора св. Стефана, набережная Дуная и др. Ни один из этих проектов не был осуществлен.
В настоящее время осваивается территория к востоку от Вены. В связи с этим усиленное развитие получают такие районы Вены, как Флорисдорф и Донауштадт. Там должны быть созданы общественный центр, благоустроенные жилые кварталы, новые промышленные предприятия и зоны отдыха.
В развитии градостроительства в послевоенной Австрии большую роль сыграла практическая и теоретическая деятельность Райнера, который некоторое время возглавлял Венское планировочное управление. В эти годы он разработал проект дальнейшего развития Вены, а также сформулировал свои основные градостроительные концепции. Райнер противопоставляет плотно застроенному городу расчлененный и рассредоточенный город, рассчитанный на население в 10 тыс. человек и застроенный одноэтажными и двухэтажными сблокированными домами, объединенными пешеходными дорожками в небольшие комплексы на 300 человек каждый. Большое значение Райнер придает зонированию, радикальному отделению транспортных путей от жилой застройки и концентрации всех предприятий культурно-бытового обслуживания в одном общественном центре.
В годы второй мировой войны в Вене было уничтожено или серьезно повреждено около 13% квартир. Это потребовало от муниципалитета вновь развернуть «социальное» жилищное строительство. Первоначально консультантом по этому вопросу был арх. Ф. Шустер, который в свое время выступал как сторонник малоэтажных поселков и теперь предлагал создать комплексы, в которых дома в несколько этажей были бы объединены с малоэтажными. В этих жилых массивах должны были строиться жилые дома разных типов для семей различного состава и здания культурно-бытового назначения: детские сады, школы, магазины,, ремесленные мастерские и т. д.
Результатом деятельности Шустера было создание нескольких микрорайонов, обладающих значительными архитектурными достоинствами. Среди них особенно интересен жилой комплекс Пер Альбин Хансон, застроенный трехэтажными сблокированными домами (1947—1952). Здесь имеются школы, детские ясли, библиотека, поликлиника, торговый центр и первый в Австрии народный клуб, представляющий собой в миниатюре здание универсального назначения. Построенный также Шустером поселок Ам Шепфверк первый в Австрии пример смешанной застройки. Среди 2—3- этажных домов расположены два семиэтажных звездообразных в плане дома.
Все эти жилые комплексы были запроектированы до 1951 г. Впоследствии в «социальное» жилищное строительство был внесен ряд ограничений. В частности, было запрещено расширять территорию города, и строительство должно было вестись только на свободных участках среди городской застройки, что ограничивало возможности строительства зданий культурно-бытового назначения. Ограничивалась также высота зданий 5—6 этажами, что исключало возможность разноэтажной застройки, лимитировалось количество балконов. Обязательны были двухскатные крыши.