Способность полихромии к визуальным преобразованиям объемно-пространственной среды и ее отдельных объектов была названа «колористической активностью». Нюансная полихромия не активна, в то время как контрастная полихромия вызывает ощутимые формообразующие эффекты и поэтому является активной.
Были выделены четыре типа полихромии, основанные на величине контраста элементов по светлоте и насыщенности цвета: полихромия низкой, средней, повышенной и высокой активности.
Причем каждый тип полихромии соответствовал полихромии конкретной исторической эпохи. Например, полихромия низкой активности передает нюансные цветовые сочетания рядовой застройки XIX—XX вв., ее разбеленные хроматические и светло-серые тона предназначены для застройки, окружающей архитектурную доминанту.
Полихромия средней активности предназначена для основной массы застройки, полихромия повышенной активности — для цветового акцентирования отдельных фрагментов.
Плотные насыщенные тона в сочетании с разбеленными хроматическими, светло-серыми и белыми соответствуют сооружениям, доминирующим в застройке, или отдельным фрагментам рядовой застройки, т. е. полихромия высокой активности соответствует многоцветию церквей и гражданских зданий XVII—XVIII вв.
Предложенная структура колористики могла по-разному сочетаться с четырьмя типами полихромии, что давало возможность получения серии вариантов. Основной вариант, в частности, выявлял полихромию доминант ее контрастным сопоставлением с цветами рядовой застройки.
Поэтому из четырех типов полихромии для доминант и их окружения выбирались и противопоставлялись два ее типа — наиболее и наименее активная. Это позволило предложить два решения: в одном случае контрастное двуцветие доминанты (красное с белым — для Кадашевской церкви, изумрудное с белым — для колокольни Предтече некой церкви) выявляется разбеленной полихромией окружения, а в другом — желтое с белым двуцветие доминанты, обладающее наименьшей активностью (церковь Всех Скорбящих Радости), контрастирует с полихромией высокой активности, отличающей здания XVII в.
Для участков набережной и основных улиц района, традиционно не содержащих ярких цветов и одновременно не отличающихся излишней разбеленностью, была предложена полихромия промежуточных типов.
Цветовая разработка фрагментов проводилась согласно их классификации: фрагменты общего композиционного значения (например, «входы» в Замоскворечье — начала улиц Пятницкой и Большой Ордынки), относительно замкнутые участки района (такие, как Кадашевская церковь с ее окружением), наконец, отдельные здания или их фрагменты (торец здания, арка и т. д.).
Полихромия колокольни церкви Иоанна Предтечи (XVIII в.) — одной из вертикальных доминант района — исторически основана на двуцветии изумрудно-зеленого и белого. Цветное мощение участка способно объединить колокольню с двумя соседними церквами, стилистически и композиционно с нею никак не связанными,— церковью Ионна Предтечи под Бором (XVI—XVIII вв.) и церковью Михаила и Федора Черниговских (XVII в.), а вывод этого мощения на Пятницкую улицу может обозначить существование архитектурного комплекса за линией ее плотной застройки.
Полихромия колокольни и церквей особенно активно выявляется на светлом фоне окружающих зданий. Включение в колористический ансамбль полихромии других древних сооружений, расположенных на этом участке и постепенно раскрываемых реставраторами (например, палат XVII в.), может способствовать выявлению композиции давно исчезнувшего памятника — Предтеченского монастыря, существовавшего на этой территории с XIV в.
Церкви Воскресения в Кадашах (XVII в.) — основной вертикальной доминанте северной части Замоскворечья — присуще красно-белое двуцветие, которое с наибольшим эффектом может быть подчеркнуто пастельными тонами окружающих построек и мощений.
Поиск колористики отдельных фрагментов проводился на линейных изображениях, выполненных с реальных видовых точек, что позволило разработать серии цветовых эскизов.