Наибольшую известность получили работы, выполненные по реконструкции Ганновера, проходившие под руководством арх. Р. Хиллебрехта. В новой планировке авторы стремились решить современную транспортную проблему и в то же время сохранить характер исторически сложившейся структуры. Центр был оставлен на месте старого городского центра, очень сильно разрушенного во время войны, но втрое увеличен по площади. Новый общественный центр закрыт для городского транспорта и превращен в пешеходную зону, застроен общественными зданиями небольшой этажности и хорошо озеленен. С его застройкой контрастируют многоэтажные дома, расположенные на опоясывающей кольцеобразной улице. Между городскими кварталами проходят зеленые зоны, которые связывают город с окружающим лесным массивом. Транзитные дороги, сходившиеся раньше к центру, после реконструкции выведены на окраины города.
Основным показателем, к которому стремятся при реконструкции городов |В ФРГ, является снижение плотности застройки и плотности населения (до 500 человек на 1 га в центрах городов, 300—400 человек — в жилых районах, 100—200 человек в пригородах, 80 человек на 1 га в сельских поселках). Средством для достижения невысокой плотности считается смешанная застройка домами разной этажности вместо зонирования этажности по районам. Попытки функционального зонирования в соответствии с «Афинской хартией» не принесли ожидавшегося успеха: центры в крупных городах превратились в обособленные, хаотично застроенные «супергорода», отданные во власть транспорта.
Большой раздел градостроительных работ составляет проектирование и строительство жилых поселков, а с середины 50-х годов также и городов-спутников при крупных промышленных центрах. Поселковое строительство в ФРГ усиленно пропагандируется как наиболее рациональная и здоровая форма расселения. В числе новых градостроительных образований следует назвать Зенненштадт (город-спутник Билефельда) и большие жилые районы Грюнхоф в Бремерхафене и Нойе Вар близ Бремена (оба последних построены во второй половине 50-х годов, автор планировки Э. Май).
Строительство города Зенненштадта началось в 1954 г. Специфическую задачу планировки руководивший работой арх. Рейхов видел в обеспечении тишины и безопасности в жилых зонах путем соответствующей организации транспорта: вся сеть улиц расположена так, что количество прямых углов сокращено до минимума и улицы почти не имеют перекрестков. Создана система пешеходных дорожек, обрамленных зеленью. В тех местах, где необходимо изменить направление движения машин, устроены поворотные петли. Зенненштадт — пример города с рассредоточенным размещением промышленности и торговли, что имеет целью избежать длительных поездок в транспорте.
В послевоенные годы в ФРГ жилищный кризис достиг катастрофического уровня. По официальным данным не хватало примерно 5 млн. квартир. Работы по жилищному строительству разворачивались постепенно начиная только с 1949 г., когда было построено 215 тыс. квартир. В после дующие годы эта цифра росла и в 1956 г. достигла максимума, составляющего 561 тыс. квартир. После 1956 г., несмотря на продолжающийся жилищный кризис, начался некоторый спад темпов жилищного строительства. Это обусловлено усилением милитаризации экономики, а также некоторым уменьшением. выгод помещения капитала в строительство жилья.
В жилищном строительстве ФРГ в первые послевоенные годы участвовало государство. Это объясняется тем, что в этот период военные расходы ФРГ по сравнению с другими капиталистическими странами были относительно невелики. Но уже во второй половине 1950-х годов доля государства в финансировании жилищного строительства сократилась до 2,5—3%. В связи с этим в ФРГ усиленно пропагандируются и получают развитие тенденции строительства индивидуальных собственных жилищ и продажи квартир в многоэтажных жилых домах вместо сдачи их в наем.
Курс на увеличение такого типа жилищ отвечает проводимой в ФРГ политике, направленной на пропаганду «государственного капитализма» и «классового мира», на культивирование собственнических чувств у трудящихся и их социальное разобщение.
Типология современных жилых зданий в ФРГ разнообразна. Для жилых районов в больших городах и для поселков характерны ряды сблокированных 1—2-этажных домов или секционные дома в 3—4 этажа. Новым типом для немецкой архитектуры стал в послевоенное время башенный жилой дом (почти всегда односекционный).
В поисках разнообразия и большой пластической выразительности новой застройки западногерманскими архитекторами были созданы интересные примеры планировки дома-башни (дома, спроектированные арх. П. Боде в Касселе, Хеллом в Кельне, Хумпертом в Ларе и др.).
Со второй половины 60-х годов в жилищное строительство начинают внедряться новые идеи, новые типы зданий, сформированные на основе гибких пространственных структур многоярусные, террасные композиции. Иногда во внешнем облике таких зданий используются мотивы традиционного немецкого жилого дома.
Одной из ведущих отраслей архитектуры ФРГ, во многом определяющей лицо центральных деловых районов в городах, являются многочисленные правительственные, административные, банковские и конторские здания, которые характерны стремлением к повышенной представительности и импозантности наружного облика и главных помещений. Однако значительно больший интерес представляют в западногерманской архитектуре такие типы зданий, как театры и концертные залы.
Из вновь выстроенных театров выделяется театр в Мюнстере (1954—1956, архитекторы Г. Дейльманн, М. фон Хаузен и др.). Расположенный на угловом участке, он имеет асимметричную планировку с большим числом входов, к которым ведут открытые лестницы. Застекленное фойе открывается во внутренний дворик, где сохранена руина стены довоенного театрального здания. Объемы зала и сценической коробки возвышаются над остальными, имеющими разную высоту помещениями. Зрительный зал (вместимостью 955 человек) имеет три яруса балконов. Консольноподвесные конструкции балконов и лож, получившие большое распространение в театрах ФРГ (оперные театры в Гамбурге, 1955, арх. Г. Вебер, и в Кёльне, 1958, архитекторы В. Рипхан, В. Унру и др.) варьируют прием, впервые употребленный в лондонском концертном зале, построенном для Британского фестиваля 1951 г.
На архитектуру зрелищных зданий сильно повлияло, как уже упоминалось, творчество Шаруна. Его идеи отразились, например, в композиции таких асимметричных сооружений, как «Лидерхалле» в Штутгарте (1956, архитекторы А. Абель и Р. Гут- брод), «Бетховенхалле» в Бонне (1959, арх. 3. Вольске).
Архитектору В. Рунау принадлежит идея в конечном счете ликвидировать всякие ограждения театрального зала (крыши и стены) и заменить их воздушной оболочкой. В своем здании театра в Гельзенкирхене (1959) он применяет навесные стеклянные стены, используя пример проекта Мис ван дер Роэ для Мангейма: здание отличается ясностью, изяществом, обилием света.
Серьезный вклад сделан западногерманской архитектурой в развитие новейших висячих покрытий.
В 1952—1953 гг. арх. Э. Шеллинг соорудил так называемый Шварцвальдский зал в Карлсруэ, предназначенный для выставок, празднеств и спорта. Здесь было достигнуто полное слияние конструкции и архитектурной композиции. Зал, по периметру которого равномерно расставлены 36 наклоненных внутрь железобетонных стоек, несущих опорное кольцо, имеет висячее покрытие седловидной формы с очень незначительной вспарушенностью в поперечном направлении. Покрытием служит железобетонная плита толщиной 6 см и изоляционный слой в 3 см из пробки и битума. Это было первое висячее покрытие большого пролета из железобетона (при строительстве была сооружена очень дорогая опалубка, хотя идея висячего покрытия ее исключает).
В общем развитии архитектуры ФРГ важнейшее место занимает промышленная архитектура. Промышленность в Западной Германии продолжает оставаться основным градообразующим фактором. Существенным оказалось то обстоятельство, что промышленное строительство оставалось единственной отраслью, в которой не были прерваны прогрессивные в узкопрофессиональном смысле традиции немецкой архитектуры 20-х годов. Общий упадок архитектуры во времена фашизма значительно меньше затронул промышленную архитектуру. Функциональные, технико-экономические, а также эстетические качества западногерманской промышленной архитектуры стоят на высоком уровне.
Примером весьма обширной группы промышленных зданий «гибкого» типа, позволяющих осуществлять постоянную модернизацию технологического процесса, может служить автомобильный завод «Порше» в Штутгарте (1953, арх. Гутброд). Такие промышленные здания строятся с определенным запасом в площадях, габаритах и допустимых нагрузках на конструкции. Наряду со стальными конструкциями в зданиях такого типа широко применяются железобетонные пилообразные оболочки, в частности распространены оболочки конструкции фирмы «Цейсс-Дивидаг». Для тех отраслей промышленности, где технологический процесс относительно неизменен, здания строятся по иному принципу: здесь принимаются минимальные габариты, экономичные конструкции, отсутствуют большие нерасчлененные пространства цехов. Пример такого сооружения представляет комплекс надшахтных построек шахты «Германия» в Дортмунде (1954, арх. Ф. Шупп). В ряде отраслей промышленной архитектуры получил распространение прием открытого размещения части оборудования без защищающей его постройки. В этом случае само оборудование как бы превращается в специфическую архитектурную форму, включаемую в композицию.
Среди инженерных сооружений количественно и по значимости выделяются постройки, так или иначе связанные с автомобильным транспортом. В 1955 г. была принята программа нового строительства шоссейных дорог, в числе которых намечено построить 1000 км автострад. Автострады проходят, как правило, в стороне от населенных пунктов и пересекаются с любыми дорогами только в разных уровнях. Шоссейные дороги ФРГ связаны с сетью дорог всех граничащих с Западной Германией государств.
Для удобства транспорта как в городах, так и вне их сооружено значительное число протяженных эстакад, носящих название «высотных улиц» (хохштрассе), опирающихся на один или два ряда массивных бетонных столбов. Примером такой эстакады может служить так называемая «Тысяченожка» — магистраль, рассекающая Дюссельдорф с юга-востока на северо-запад.