Промышленное производство – это обширнейшая область деятельности человека, без которой невозможно представить его существование в нынешнем понимании. Появление промышленных предприятий стало причиной строительства многих поселков и городов, где, зачастую, завод становился единственным градообразующим условием существования поселения.
Этот процесс в широком распространении насчитывает около трех веков. Но архитекторы начали рассматривать промышленные предприятия как объект для своего творчества только в XIX веке. Чаще всего, заводы и фабрики строились по инженерным чертежам, без привлечения зодчих. Поэтому они имели непривлекательный внешний вид и нерациональную застройку на своей территории. Такой «рабочий порядок» на старых предприятиях скрывается от расположенных рядом жилых кварталов административными корпусами и высокими глухими ограждениями.
В XIX веке архитектурное исполнение крупных промышленных зданий базировалось на уже существующих формах храмовых и дворцовых построек. Это выражалось в наличии продольных рядов колонн, сводчатых перекрытий и затейливо украшенных фасадов административных зданий. С развитием технологий внутреннее и внешнее оформление заводских корпусов упростилось до минимализма, до объемов в виде больших контейнеров.
Привлечение архитекторов к проектированию промышленных предприятий делает организацию пространства более рациональной и эстетичной. Собирая воедино все сведения об особенностях производства, архитектор предлагает правильное расположение и взаимодействие всех элементов генплана.
Особое внимание уделяется инженерным сооружениям, так как они более мобильны в пространстве и помогают композиционно организовать его. Высотные объекты требуют дизайнерского подхода. Они видны издалека и участвуют в формировании образа городской среды. Водонапорные и силосные башни, дымовые трубы, градирни, металлические этажерки и стойки разного назначения, при правильном оформлении, могут стать арт-объектами.
Участие архитекторов в промышленном проектировании в 70-е годы прошлого века оформилось в стиль хай-тек. Его характеризует свободное внутреннее пространство внутри зданий с выносом инженерных и транспортных коммуникаций на фасады. На предприятиях с производственным циклом, требующим особой чистоты и точности, такое решение является оптимальным. Но, кроме функциональной необходимости, дает архитекторам возможность создания интересных художественных образов, в том числе, с помощью цвета.
В конце прошлого века появилось новое направление в привлечении внимания к продукции предприятия – промышленный туризм. Когда посетители попадают внутрь производственного корпуса, интерес к самому зданию становится гораздо меньше. Поэтому некоторые компании, практикующие такие экскурсии, заключают производство в стеклянные корпуса, стирая условные границы между производителем и потребителем. Пример тому — цех элитных вин завода Шабо.