Панорама Каракаса

Организованная в 1947 г. Национальная комиссия урбанизма и строительства руководила дальнейшими шагами в области градостроительства. Было проведено зонирование страны в отношении характера и очередности градостроительных мероприятий, началась разработка конкретных проектов, в первую очередь касающихся Каракаса. Работой руководили М. Ротиваль и К. Р. Вильянуэва.

В 1949 г. началось осуществление нового центрального ансамбля столицы — Центра Боливара, включающего группу парадных площадей вдоль короткого, симметрично распланированного отрезка улицы того же названия. В центре площади Боливара под прямым углом в разных уровнях пересекаются магистрали, направленные по странам света. В других районах города намечены новые площади (например, пл. Венесуэлы), связанные между собой вновь проложенными широкими магистралями скоростного движения. Сложный рельеф города, расположенного на склонах крутых холмов в долине р. Гуайре, потребовал устройства транспортных развязок в разных уровнях и пробивки тоннелей. Уже к 1960-м годам относится начало строительства метрополитена.

Работы в центре начались с сооружения парадного въезда на авениду Боливара — четырехъярусной комбинации транспортных туннелей и частично перекрытой площади, фланкированнной симметричными объемами двух 28-этажных конторских зданий «Башен молчания» (арх. С. Домингес).

Первые осуществленные части будущих ансамблей Каракаса дали городу крупный масштаб, наметили пространственную связь между его отдаленными частями. Они отличались известной «классичностью» построения — обязательной симметрией, осевым характером композиций, внушительностью массивных архитектурных объемов.

Рубеж 1940—1950-х годов стал переломным временем для венесуэльской архитектуры. Возросший объем строительных работ и новые типы сооружений способствовали развитию железобетонных конструкций, обращению к индустриальным методам строительства. Одновременно происходит более активное, чем ранее, усвоение идей европейской архитектуры, особенно творчества Ле Корбюзье.

Пользующийся огромным авторитетом, Вильянуэва, идя последовательно рационалистическим путем, вырабатывает широкий творческий метод, включающий и изучение местных традиционных архитектурных приемов, и учет уроков всемирной истории архитектуры, и опыт развития пластических искусств в XX в.

Подъем венесуэльской архитектуры в середине 50-х годов впервые привлекает к ней международное внимание. В это время ряд известных зарубежных проектировщиков получает заказы из Венесуэлы. Среди них наиболее значительны проект Музея искусств в виде перевернутой четырехгранной пирамиды, выполненный О. Нимейером, перекрытый сложной криволинейной оболочкой «Тахиро-клуб», спроектированный Э. Торрохой, конкурсные проекты многокилометрового моста через озеро Маракайбо (все 1957 г.), из которых был выбран осуществленный в 60-х годах проект выдающегося итальянского инженера М. Моранди и др.

Начиная с 1952 г. в Каракасе ведется строительство ряда жилых микрорайонов и комплексов: Эль Параисо, «23 января», Серро Гранде, Серро Пилото, Бельявиата и др. Они сооружаются на месте сносимых кварталов колониальной застройки и трущобных пригородов.

Новые жилые комплексы различны по размерам. Типичен Эль Параисо — небольшой квартал, включающий один 16-этажный, два 4-этажных жилых корпуса, детский сад, небольшой общественный и торговый центр (1952—1954, архитекторы К. Р. Вильянуэва, К. Целис, X. Мануэль Михарес). Крупные комплексы, вроде района «23 января» (1955, архитекторы К. Р. Вильянуэва, Мануэль Михарес, X. Гофман и К. Бранко), также объединяют 16- и 4-этажные дома, но число тех и других здесь значительно возрастает и возникает развитая, организованная несколькими ступенями система обслуживания. Район состоит из четырех жилых групп, насчитывающих вместе около 2,5 тыс. квартир. Плотность застройки принята 400 человек на 1 га.

В новых районах опробована разная планировка жилых ячеек и домов, но всюду корпус имеет очень небольшую ширину и все квартиры обеспечены сквозным проветриванием. Дома галерейного и, реже, коридорного типа с широким использованием двухэтажных квартир («дуплекс»). В более экономичных домах галереи и связывающие их лестницы сделаны открытыми. Комбинирование различных типов квартир используется для ритмического расчленения — по вертикали и по фронту — крупных плоскостей фасадов.

Конструктивную основу жилых домов составляет монолитный железобетонный каркас, заполненный панелями. Стандартные по размерам и форме панели в цвете комбинируются в сложную композицию, напоминающую картины П. Мондриана. Цветовая композиция квартала создается в сотрудничестве с художниками (А. Отеро и др.).

Примером новой малоэтажной застройки может служить квартал Помона в г. Маракайбо (1955, архитекторы К. Г. Гальдо и М. Баначерраф, консультант X. Л. Серт), застроенный типовыми одно- и трехэтажными домами. Вокруг общественного центра сгруппированы жилища нескольких типов — одноэтажные сблокированы в маленькие группы с внутренними садиками, трехэтажные секционные корпуса поставлены перпендикулярно меридиану. Для улучшения вентиляции часть проемов заполнена солнцезащитной решеткой, но не застеклена.