Крупнейший представитель оп-арта В. Вазарели справедливо утверждает, что умножение комбинаторных возможностей цвета и формы возможно на основе элементарных форм и первичных цветов. Простые перестановки элементов способны привести к сотням комбинаций, разнообразнейшим композициям.
По его мнению, развитие в пластических искусствах идеи комбинаторики дает в руки художника орудие универсального характера, позволяющего раскрыть личность мастера. Правда, стремление к универсальности цветопластического языка чревато игнорированием национальных достижений, лишением его постоянной подпитки новой лексикой.
В этой связи напрашивается аналогия из истории — неопластицизм П. Мондриана также претендовал на всеобщность. Что же касается выхода оп-арта в сферу архитектуры, то он представляется художнику не только естественным, но и необходимым.
Естественным, потому что обеспечивается индустриальным производством элементов любого размера и цвета. Необходимым, потому что работа художника с представителями технических дисциплин делает более реальным процесс формирования цветовой среды города.
«Блок цветоформы» — бесконечное вместилище гармоний, стимулирующее жизнедеятельность человека, необходим для сохранения психического равновесия огромных концентраций людей,— считает В. Вазарели. Он, несомненно прав, утверждая, что человек нуждается в «пластической красоте» так же, как в кислороде и витаминах».
Влияние оп-арта на полихромию массовой архитектуры напоминает влияние группы «Де Стиль» на архитектуру 20— 30-х годов. Нетрудно найти, например, в полихромии жилого массива нового города Ривде-л’Этан-де-Берр на юге Франции (колорист Б. Лассюс) черты оп-арта, перенесенные в архитектуру.
Группы зданий различной этажности объединяются крупными массами цвета. Обычное однообразие фасадов жилых домов как результат метрического повтора оконных проемов превращается в пластически насыщенное разнообразие.
Контрастные соотношения цветов имитируют квадраты и круги оконных проемов, расчленяют плоскости торцовых стен, создают неожиданные ритмы.