На Пятой авеню, недалеко от Центрального парка, находится здание, построенное любопытнейшим архитектором XX в. — Френком Ллойдом Райтом. Он появился на свет в июне 1867 г. в семье обычного священника и сельской учительницы.
С детства мальчика окружали альбомы по искусству. В качестве игрушек мать Френка давала ему развивающий конструктор Фридриха Фребеля — знаменитого немецкого педагога, инициатора создания детских садов в Старом Свете.
Результаты воспитания дали свои плоды. Райт поступил на инженерный факультет университета в Висконсине. Однако закончить его будущему архитектору не довелось. Родители развелись; Френку пришлось содержать мать и двух сестер.
Он сначала нанялся в строительную фирму, а в 1893 г. основал собственную контору. Пошли заказы, но большинство из них не удовлетворяли смелые фантазии Райта. Он мечтал создавать здания, в которых размывалась граница с окружающей природой. В результате появляются так называемые «Дома Прерий», которые приносят Райту известность.
В 1943 г. судьба свела Райта с Соломоном Гугенхаймом — одним из сыновей успешного бизнесмена Мейера Гуггенхайма. Эмигрировав в США, он занялся торговлей, а затем разрабатывал серебряные, свинцовые и медные копи. Соломон был неравнодушен к абстракционизму и предложил Райту выстроить отдельное здание для музея современной живописи.
При этом он настоял, чтобы музей был расположен в Нью-Йорке. Райт выбрал место поближе к Центральному Парку — клочку естественной природы в лабиринте огромного мегаполиса. Для реализация этого проекта потребовалось более 35 лет.
Главный фасад музея напоминает несколько поставленных друг на друга шайб или часть спирали огромной мясорубки. При жизни архитектора американцы плохо принимали революционные идеи Райта. Гораздо большую популярность он снискал в Европе, где были организованы выставки его работ и издавались его книги. Теперь Райт считается признанным классиком и в Старом, и в Новом Свете.
В своей постройке Райт постарался воплотить идею органической архитектуры, которая развивается естественно, как растение. Открытый атриум дает возможность видеть разные части здания одновременно. Внутренняя спираль зданий напоминает раковину моллюска с отсеками, свободно перетекающими один в другой. Волнообразные и спиральные архитектурные мотивы видны и в интерьере здания.
В музее, построенном по заказу Гуггенхайма, зрители не проходят через анфиладу залов. Они сначала поднимаются на верхний лаж здания, а затем начинают спускаться по наклонному спиральному пандусу длиной более 400 м. Залы расположены при этом как дольки апельсина — по радиусам. Они изолированы друг от друга и в то же время являются частью целого.
По замыслу Райта здание должна была венчать башня, где располагались бы студии и квартиры для художников. Однако эта идея не была реализована. Лишь в 1968 г. на ее месте зять Райта У. Питерс возвел небольшое помещение под офис и запасники.