Монументальность архитектуры в традиционных представлениях

Монументальность восточного корпуса, пристроенного к Национальной галерее искусств в Вашингтоне (1971-1978, архит. Ио Минг Пей), основывается на обнаженной геометрии сочетаний и противопоставлений облицованных камнем объемов различной высоты. Построение этого сложного тела отражает форму участка — трапецоида, образованного направлениями Конститьюшн- и Пен- сильвания-авеню и Молла. Эта геометрия артикулирована сцеплением и взаимодействием двух основных треугольников — равностороннего, включающего экспозиции, и прямоугольного с офисами исследовательского центра. Вход в экспозиционную часть обращен к площади между новым корпусом и построенным Дж. Расселом Поупом старым неоклассическим зданием. Связь с последним может осуществляться под уровнем площади. Гвометрия целого определяет монументальность глухих масс экстерьера и живописную сложность освещаемого верхним светом интерьера —- с его галереями и мостиками, пересекающими центральное ядро, открытое до уровня зенитных фонарей. Спокойная белизна стен помогает восприятию сложного пространства и служит фоном для экспозиции и потоков зрителей. В этом здании характер формообразования бостонской библиотеки на основе гармонизации пространства и масс ясной геометрией освобожден от жесткой ортогональности и симметрии. Вызывает сомнение естественность отношений новой постройки со старым зданием. Но как «объект в себе- она стала шедевром свободного формообразования на строго закономерной геометрической основе.

Ясность и взвешенность гармонической канвы, на которой выстроена композиция. очень сложная по своей пластической разработке, сближает с американскими опытами в монументальной геометрии Национальный музей антропологии в Мехико (1964, архит. Педро Рамирес Васкес). Ядро его осевой композиции — открытый прямоугольный двор с бассейном. Половина двора, прилегающая к вестибюлю, накрыта огромным зонтом в виде перевернутой пологой пирамиды на мощной колонне. Двор обрамляют группы павильонов. Через оставленные разрывы открывается парк и происходит проветривание пространства. В полумраке интерьеров экспонаты высвечены источниками направленного света. Геометрическая форма здесь присутствует не как самодостаточная абстракция. В соответствии с назначением музея, она несет значения, связанные с историей национальной культуры. Их конкретизируют не столько немногочисленные детали, сколько органичный контакт пространственной структуры с экспонатами.