Изучение опыта современного храмостроения и отечественной практики

К современным постройкам, в образе которых используются мотивы храмовой архитектуры, можно отнести новый служебный корпус Государственного банка. Основное здание построено по проекту академика архитектуры В.А. Покровского в 1913 г. Башенные выступы по сторонам главного входа, сочетание монументального нижнего яруса с дробно-декоративным верхним, а также шатровое завершение — архитектурные формы, заимствованные из храмового зодчества. Развитие этой темы просматривается в архитектуре нового корпуса (арх. А. Степовой).

Корпус пристроен к основному зданию Госбанка по Грузинской улице. Постройка носит подчиненный характер, и поддерживает тему древнерусского зодчества в более сдержанной пластике. Ее оштукатуренные фасады похожи на белокаменный храм. Автор использует традиционные элементы — апсиды, барабан, характерный декор стен. Эти формы, заимствованные из храмового зодчества, наиболее часто встречаются в современных нижегородских постройках. К ним можно отнести также шатровые завершения, входные порталы, изразцовый и керамический декор фасадов.

Наиболее ярко эти тенденции выражены в облике первой очереди строительства банка «Гарантия», которая в 1997 г. была удостоена Государственной премии и стала тогда новой архитектурной эмблемой города. Авторская программа была направлена на «поиски линии русской архитектуры»10, которые связаны с обращением к памятникам культового зодчества.

Парадный портик входа в здание банка «Гарантия» с декоративным кокошником, обрамляющим арочный свод, опирающийся на две массивные колонки, и криволинейные ступени адресуют к известным московским особнякам и храмам, построенным в русском стиле. Развитие композиции на боковых фасадах продолжает тему заимствования. Скругленный угол части здания, занятой Пенсионным фондом, по пластике повторяет форму апсиды. Рельефная разработка поверхности стен — мелкие квадратные и прямоугольные заглубления, горизонтальные тяги — также взяты из храмового зодчества. Покрашенная в зеленый цвет кровля в сочетании с белой штукатуркой стен повторяет традиционный колорит нижегородских храмов.

К тому же ряду современных зданий следует отнести еще одну постройку А. Харитонова и Е. Пестова — здание Налоговой инспекции, расположенное на ул. Фрунзе. Замысел авторов заключался в создании композиции из четырех объемов, представляющих своеобразный коллаж из фрагментов древнерусской архитектуры. Один из фасадов с узкими вертикальными окнами и аркатурно- колончатым пояском использует узнаваемые детали фасадов культовых зданий.

Использование знаковых форм храмовой архитектуры во многом было продиктовано стремлением компенсировать утраты памятников и реконструкции исторических кварталов средствами современной архитектуры, не прибегая к воссозданию разрушенных храмов и часовен. Основным недостатком этого приема стало тиражирование и формальное использование мотивов пластики культовых зданий, которые в архитектуре храмов связаны композиционной символикой, выраженной и в тектоническом, и в декоративном решении. Кроме того, эти узнаваемые мотивы одинаково используются в объектах совершенно разного назначения, что приводит к потере их символического содержания.

Такое отношение к наследию русской архитектуры в Нижнем Новгороде было характерно для 1990-х гг. Уже вторая очередь строительства банка «Гарантия» демонстрирует переход от стилизации к современной модернистской архитектуре. То же можно сказать и о строительной практике других российских городов. Самой устойчивой формой использования элементов храмовой архитектуры остается решение венчающих частей высотных зданий, задуманных как градостроительные доминанты.

Изучение опыта современного храмостроения и отечественной практики реконструкции исторических районов показало, что в 1990-х и первой половине 2000-х гг. в архитектуре российских городов можно выделить особый период, характеризующийся повышенным вниманием к культовым объектам. Социальные и экономические причины обусловили быстрое развитие всех направлений храмостроения, а также активизацию работ по реставрации и восстановлению памятников церковного зодчества.

Сохранившиеся и восстановленные храмы в процессе реконструкции исторических кварталов становятся важными композиционными элементами новых жилых и общественных комплексов. Эта тенденция, развивающаяся на фоне интенсивной коммерческой застройки исторических центров, сказалась на формировании своеобразной стилистики новых объектов, расположенных в зоне влияния культовых доминант. Близость ценных памятников архитектуры повлияла в большей степени не на регламентирование пространственных характеристик строящихся зданий, а на использование форм и деталей архитектуры рядом расположенных храмов в композиционном решении окружающих построек.

Знаковый характер цитируемых мотивов подтолкнул к их использованию и в других объектах, претендующих на доминирующее положение в застройке.

Эта тенденция, развивающаяся по-разному в российских городах в течение почти полутора десятилетий, позднее сменилась привычной практикой строительства в ближайшем окружении храмов нейтральных или контрастных по отношению к ним модернистских зданий (поэтому в данной главе особое внимание уделено указанному хронологическому отрезку).

Однако, несмотря на трансформацию пространственных связей храмовых доминант и окружения, в реконструируемой городской среде культовые здания остаются важнейшими композиционными элементами. И если в районах массового строительства градостроительная ситуация, складывающаяся вокруг храмов, в целом похожа, то в исторических кварталах наблюдаются характерные для каждого города композиционные приемы застройки. Их особенности определяются рядом факторов, среди которых наиболее существенным можно признать сохранность наследия культового зодчества.